Лист самооценки учебных умений

 

№ п/п Компоненты учебной деятельности
На занятиях умею слушать преподава­теля и записывать основной материал          
Умею читать схемы, графики, таблицы          
Умею выступать на семинарах и аргу­ментировано защищать свои позиции          
Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме          
Умею составлять аннотации          
Умею составлять назывной план по лю­бому информационному тексту          
Умею конспектировать статьи, книги          
Умею составлять тезисы          
Умею использовать и оформлять цитаты          
Умею составлять рецензию на прочи­танный текст          
Умею реферировать несколько источни­ков по одной проблеме и оформлять рефераты          
Умею работать со справочными материа­лами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)          

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому ад­ресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), оп­ределиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в кни­ге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более деталь­ное ознакомление со структурой книги, логикой изложения ма­териала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск от­ветов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от це­лей, которые ставит перед собой читатель.

Беглое, ознакомительное чтение(по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделен-


ные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки поня­тий, отдельные абзацы, выводы.

Скоростное чтение, которому обучаются по специальным ме­тодикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

Аналитическое {глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:

фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст вни­мательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения ос­новного содержания книги;

разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непо­нятные места;

критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопо­ставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;

творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183—184].