Лист самооценки учебных умений
№ п/п | Компоненты учебной деятельности | |||||
На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал | ||||||
Умею читать схемы, графики, таблицы | ||||||
Умею выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции | ||||||
Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме | ||||||
Умею составлять аннотации | ||||||
Умею составлять назывной план по любому информационному тексту | ||||||
Умею конспектировать статьи, книги | ||||||
Умею составлять тезисы | ||||||
Умею использовать и оформлять цитаты | ||||||
Умею составлять рецензию на прочитанный текст | ||||||
Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты | ||||||
Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.) |
При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.
Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.
Беглое, ознакомительное чтение(по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделен-
ные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.
Скоростное чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.
Аналитическое {глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:
фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;
разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;
критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;
творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183—184].