VIII. Изучение и измерение норм
53. Для того чтобы устанавливать должные нормы, необходимо, чтобы в производство прочно вошла культура изучениястихийно сложившихся и имеющих сложиться норм. Наличность этой культуры, привитой в той или иной мере хозяйственным и профсоюзным организациям, является главнейшей основой для рационального установления норм.
54. Изучать нормы — это значит:
а) определять организационно-производственную зависимостьтрудовых норм от общей организации производства;
б) определять эти нормы в тех или иных измерителях.
55. Игнорирование первого определения (а) допустимо лишь в индивидуально-ремесленном производстве, но в настоящее время и оно подчинено косвенному влиянию норм в передовых формах производства.
56. Разрешая задачу определения организационно-производственной зависимости норм, необходимо устанавливать, в конечном счете, зависимость одной нормы от другой;эта зависимость должна быть выражена в определенных числовых отношениях (по времени, по производительности) одной нормы от другой, т. е. должно быть выяснено: какая величина производительности по данной операции, по данному рабочему месту или по данному рабочему фронту должна соответствовать величине производительности по другой операции, по другому рабочему месту, по другому рабочему фронту.
57. Изучение норм невозможно без изучения производственно-трудовых процессов в натуре. А поэтому натуральное наблюдениеи изучение производственных процессов должно быть поставлено в настоящее время с наибольшей тщательностью.
58. Употребляя выражение «производственно-трудовые» процессы, необходимо строго разграничивать понятие «операция» и понятие «прием».
Операция является организационно-технологическим выражением трудового процесса, а прием является выражением трудового (человеческого) участия в производственном процессе.
59. В деле установления норм необходимо все время именно связывать изучениепроизводственных операций с теми приемами, какие соответствуют данной операции, и тщательно следить, как именно изменяется природа приемовпод влиянием рационализации производственных операций. И это тем более необходимо, что процесс рационализации заключается именно в том, что те или иные приемы, производящиеся работником, постепенно отчуждаются от него производящейся механизацией, вызывая в то же время упрощение и уплотнениеостающихся у работника приемов.
60. Измерение производственно-трудовых процессов должно производиться на базе чисто технических измеренийпроизводственного процесса как процесса совершенно объективного. И именно на базе этих чисто технических измерений должно производиться измерение и нормирование труда живых работников.
61. Формами измерений могут быть следующие:
а) чисто лабораторнаяформа, имеющая чисто методологическое значение;
б) измерение в непосредственно производственнойобстановке;
в) измерение в производственно-учебнойобстановке, сопровождающееся рациональными формами обучения и употреблением рациональных приемов.
62. Из всех форм измерений наибольшей определенностью необходимо считать лабораторно-производственную форму,т. е.измерение, производимое в производственной обстановке, но со специальной подготовкой (олабораториванием) рабочих мест.
63. Измерение в производственной обстановке без специальной подготовки (без олабораторивания рабочих мест) может дать горы материала, который может быть оспоренуже как материал, а не только как те выводы, которые строятся на этом материале.
64. В наиболее развитых формах производства это олабораторивание рабочих мест идет с силой неумолимой производственной эволюции, а поэтому здесь граница между лабораторным и натуральным производственным измерением становится все более и более незаметной. Отсюда важность выбора производствадля определяющих измерений.
65. Наиболее полной формой измерительной культуры может бытьклиническое измерение,т. е. систематически проводимое исследование. Эта форма представляет собою выражение научной организации, которая проводится на основе систематически идущихизмерений.
66.Тенденция к такому клиницизму заложена в самой природе машинной индустрии, в которой растут контрольно-производственные функции,осуществляемые браковщиками, контролерами, приемщиками и испытательными станциями.
67. Все споры относительно хронометражных методов объясняются в сущности тем, что хронометраж сам по себе измеряет лишь протяжение времениразличных операций и соответствующих им приемов, но он, как таковой, отнюдь не измеряетвиды напряжения работника при осуществлении той или другой работы.
68. Эти споры относительно хронометражных методов часто осложняются иллюзиями,а нередко и нарочито упрощенным представлением о легкости измерений трудовых нагрузок работника.
69. Необходимо со всей категоричностью установить, что это упрощенное представление о практической возможности измерения трудового напряжения порождает пренебрежительный и глубоко вредный взглядо ненужности хронометража в деле нормирования труда.
70. По мере того как в производстве все более и более раскрывается организационная расчлененность трудовых процессов, по мере того как в трудовых функциях работника все более и более вместо простой физической нагрузки обозначаются высшие трудовые функции,хронометраж может явиться средством не только простого измерения длительности операций и приемов, а измерителем организационно-трудовой культурыработника.
71. Норма, обозначенная не только общим временным измерением, а с характеристиками отдельных переходовв работе должна постепенно заменять старый тип норм, обозначенных лишь общим временным выражением.
72. Практикующееся в ЦИТе измерение по организационно-трудовым функциям: установка — обработка — контролькак раз и является средством вскрытия в данной норме ее организационно-трудовой культуры.
73. Эта формула дает измерение данной нормы путем характеристики производственного поведенияработника и вместе с тем дает возможность каждый раз предвидеть,в каком направлении (функциональном) может измениться как данная норма, так и производящий ее рабочий тип.
74. Основой деления на эти три функции служит техническая организация рабочего места (или станка); вот почему и здесь проблема нормирования остается главным образом проблемой технического нормирования.
75. Эта формула в то же время является наиболее удачным стыкомв постановке технических и биологических проблем.
76. Первая же попытка такого организационного измерения показывает, что разграничение труда на так называемый умственный и физический является обывательским предрассудком.На самом деле всякий труд представляет собою сложнейшую комбинациючисто рабочих усилий по преодолению механических сопротивлений со сложнейшей расчетно-установочной и контрольно-аналитической работой.
77. Функциональное измерение по формуле «УОК» сразу же ставит вопрос более точно и о непосредственных измерителяхтрудового процесса отдельно по функции «У», отдельно по «О» и отдельно по «К».
78. Именно после такого функционального измерения становится ясно, что функциональные переходы в работе означают переходы на различные механизмы человеческой машины и на различные мозговые центры.
79. Но и при этих измерениях не может быть и речи все же о непосредственном механическом измерении работы и о ее энерго-физиологическом выражении. Здесь открываются лишь ценнейшие методы регулирования норм.
80. Переходя к проблеме измерения работы, производимой человеком, необходимо установить следующую цепь моментов, которые следует принимать во внимание при измерении: