И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции

и ограничения монополистической деятельности

на товарных рынках и рынках финансовых услуг

 

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности:

- гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8);

- вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

- определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71);

- не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. <1>. Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).

--------------------------------

<1> Согласно ст. 10 bis Конвенции Российская Федерация обязана обеспечить гражданам эффективную защиту от недобросовестной конкуренции (см. в пункте 12.5 главы).

 

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации.

Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1> (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499 (с изм. от 24 июня 1992 г., 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.). Обратим внимание на сравнительно непродолжительный период действия Закона о конкуренции, в Соединенных Штатах Америки, например, антитрестовское законодательство действует более ста лет, так, Закон Шермана датирован 2 июля 1890 г.

 

Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации <1>. Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц <2>.

--------------------------------

<1> Данные структуры создаются при органах власти для осуществления ряда полномочий органов власти, как правило, на платной основе, при этом нормы законодательства не предусматривают создание структур подобного рода.

<2> Понятия "хозяйствующий субъект", "группа лиц" будут раскрыты в параграфе 12.3 главы 12.

 

Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции <1>.

--------------------------------

<1> Например, в соответствии с п. 1 ст. 1033 ГК РФ ограничительные условия договора коммерческой концессии могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству; ст. 10 Закона о конкуренции устанавливает примерный перечень форм недобросовестной конкуренции, связанных в том числе и с объектами исключительных прав.

 

Во-вторых, на отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <1> (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174 (с изм. от 30 декабря 2001 г.).

 

Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия.

Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц <1> и группу лиц.

--------------------------------

<1> Понятие "аффилированное лицо" будет раскрыто в параграфе 12.3 главы 12.

 

Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права <1>.

--------------------------------

<1> Так, арбитражный суд отказал в защите прав хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, который неосновательно отказался от заключения договора с потребителем. См.: п. 14 приложения к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5 (далее - Обзор).

 

Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <1> содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. ст. 26 - 27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <2> определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <3> устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177 (с изм. от 22 августа 2004 г., 30 декабря 2004 г.).

<2> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667 (с изм. от 22 августа 2004 г.).

<3> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492 (с изм. от 8 июля 1999 г., 28 июля 2004 г.).

 

При характеристике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1>, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <2> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463 (с изм. от 31 марта 1999 г., 10 января 2002 г., 10 января 2003 г., 2 ноября 2004 г., 9 мая, 18 июля 2005 г.).

<2> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

 

Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <1> (далее - Закон о естественных монополиях).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426 (с изм. от 8 августа 2001 г., 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г.).

 

Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа <1>.

--------------------------------

<1> Например, при применении Закона о конкуренции на финансовых рынках обязательно следует учитывать нормы Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций" // СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1183.

 

Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба <1>, определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте <2>. Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы <3> во взаимодействии с другими органами власти и организациями.

--------------------------------

<1> См.: п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945 (с изм. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.).

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

<3> См.: Приказ ФАС от 13 октября 2004 г. N 135 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" // БНА. 2004. N 49.

 

12.2. Понятие товарного рынка

 

Правовое понятие товарного рынка содержится в ст. 4 Закона о конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами <1>.

--------------------------------

<1> Понятие товарного рынка содержится и в иных нормативных актах (например, в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие рынка товаров). Как представляется, данные определения имеют прикладное значение и зависят от сферы отношений, регулируемых тем или иным нормативным актом.

 

Следует отметить, что в антимонопольном законодательстве представлено комплексное понятие товарного рынка, фактически отражающее основные подходы, применяемые в рамках экономической теории к исследованию сущности рынка ("объектный", "территориальный") <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно о подходах к исследованию сущности рынка см.: Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. М.: Право и закон XXI, 2004. С. 63.

 

При анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках применяется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный Приказом ГКАП от 20 декабря 1996 г. N 169 <1>. Данным нормативным актом установлены этапы определения параметров товарных рынков, при этом в качестве исходной информации о рынках используется достаточно широкий круг данных, в том числе сведения, получаемые от продавцов, покупателей, конкурентов, органов государственной власти, экспертов, информационных центров. Представляемые сведения, например, характеризуют объем производства и реализации отдельных видов.

--------------------------------

<1> Действует в ред. Приказа МАП РФ от 11 марта 1999 г. N 71 // БНА. 1997. N 3.

 

Охарактеризуем каждый из этапов оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного) <1>.

--------------------------------

<1> Например, при определенных условиях арматурные цементные блоки и кирпичи рассматриваются как взаимозаменяемые товары и принадлежат к одному товарному рынку; есть товары, не имеющие заменителей, - покрышки для легковых автомобилей.

 

2. Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все фактически действующие продавцы в пределах установленных продуктовых границ товарного рынка и все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца; желательно выявление потенциально возможных продавцов и покупателей.

3. Определение географических границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. На установление географических границ влияют экономические, технологические, административные барьеры, ограничивающие возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории (значительные транспортные расходы, потеря товаром его потребительских свойств в процессе транспортировки и др.).

Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 2 письма ВАС РФ от 22 марта 1994 г. N С1-7/ОП-169 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" // Хозяйство и право. 1994. N 7.

 

4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Объем товарных ресурсов рынка устанавливается в стоимостных и (или) натуральных показателях, исходя из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта-продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

5. Определение количественных показателей структуры товарного рынка. Количественными показателями являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана).

В зависимости от значения показателей рыночной концентрации выделяют три типа рынков - высококонцентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низкоконцентрированные рынки.

6. Определение качественных показателей структуры товарного рынка. Качественными показателями являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные ограничения, экологические ограничения и др.); открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

7. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т.е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Такая возможность не связана напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.

8. Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке. Исходя из этого показателя устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.

Итоговая оценка состояния конкурентной среды напрямую зависит от полноты исследования всей информации, характеризующей данный товарный рынок, поскольку, например, неправильное определение состава продавцов, действующих на рынке, повлечет и завышение (занижение) доли конкретного продавца. Кроме того, антимонопольный контроль за субъектами, доминирующими на определенном рынке, ограничен территориальными и товарными пределами этого рынка <1>, поэтому верное установление границ рынка предоставляет гарантии хозяйствующему субъекту в реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> См.: п. 11 Обзора.

 

12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта

на товарном рынке

 

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона о конкуренции). Субъектами конкуренции на товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие либо имеющие намерение осуществлять свою деятельность в условиях конкуренции, то есть реальные и потенциальные конкуренты. Для определения круга данных лиц установим прежде всего состав лиц, отнесенных Законом о конкуренции к хозяйствующим субъектам.

Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели. Таким образом, к числу хозяйствующих субъектов данным Законом отнесены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, независимо от принадлежности их праву Российской Федерации или иностранного государства.

Особо выделяется специальная группа хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Деятельность таких субъектов в силу их преобладания на рынке подвержена специальному регулированию антимонопольным законодательством <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М.: Изд-во РДЛ, 2000. С. 120.

 

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам <1>.

--------------------------------

<1> Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке утверждены Приказом ГКАП от 3 июня 1994 г. N 67 // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

 

При определении доминирующего положения применяется качественный критерий доминирования, предполагающий установление возможности хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок путем ограничения конкуренции либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан. Основополагающим же критерием для определения наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего субъекту, т.е. количественный критерий.

Установленный показатель доли хозяйствующего субъекта соотносится с нормативом, определенным Законом о конкуренции. Так, антимонопольные органы квалифицируют положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65 процентов, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положение на рынке не является доминирующим.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов <1>.

--------------------------------

<1> Аналогичный показатель в других странах отличается от установленного в России. Так, в Японии это 40 - 80 процентов, в Великобритании - 25 процентов, в США лишь превышение рыночной доли 50 процентов позволяет начинать рассматривать дела о злоупотреблениях доминирующим положением. См.: Три исследования по конкурентной политике / Под ред. А.Е. Шаститко; Бюро экон. анализа. М.: ТЕИС, 2002. С. 92.

 

Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35 - 65 процентов, квалифицируется антимонопольными органами как доминирующее, если оно доказано ими с учетом дополнительных параметров, в частности стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей конкурентов на рынке и др.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта является исключительной компетенцией антимонопольного органа. Следует учитывать, что при несогласии организации с признанием ее положения доминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 10 Обзора.

 

Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35 процентов, включаются в реестр, формирование и ведение которого осуществляет Федеральная антимонопольная служба <1>. Решение антимонопольного органа о включении хозяйствующего субъекта в реестр (исключении из реестра) может быть обжаловано, но само по себе решение не является необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта субъектом, доминирующим на рынке <2>. Реестр является открытым информационным ресурсом. Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются по запросам заинтересованных юридических и физических лиц, кроме того, Федеральная антимонопольная служба осуществляет ежегодно публикацию реестра по состоянию на 1 января, в том числе с использованием общероссийских средств массовой информации.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154 "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 806 (с изм. от 1 февраля 2005 г.); Приказ ГКАП от 15 марта 1996 г. N 29 "Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов" (официально не опубликован).

<2> См.: п. 8 Обзора.

 

В процессе определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке выявляются хозяйствующие субъекты-конкуренты, реально функционирующие на рынке, и потенциальные конкуренты.

Реальные конкуренты поставляют или могут поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары, могут реагировать быстро, ощутимо и без больших затрат на антиконкурентное поведение другого хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо, чтобы они обладали значительными резервами (незагруженными мощностями), сравнимыми по величине с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта, которые могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены и перепрофилированы. Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления или реализации определенного товара, но по разным причинам не используют эти возможности; новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Специфика антимонопольного законодательства состоит в том, что положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц, которая в антимонопольном законодательстве признается субъектом права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 20.

 

Группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, установленных Законом о конкуренции. Приведем некоторые примеры <1>:

--------------------------------

<1> Выделены лица, составляющие группу лиц.

 

- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица;

- лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;

- физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;

- физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.

Положение субъектов, действующих как группа лиц на товарном рынке, как и хозяйствующих субъектов, может быть признано доминирующим, при этом определяется их совокупная доля на рынке. Кроме того, такие субъекты подлежат включению в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в качестве единого хозяйствующего субъекта исходя из их совокупной доли на рынке. При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано и другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 7 Обзора.

 

Группа лиц является разновидностью аффилированных лиц, перечень которых также определен Законом о конкуренции. Аффилированные лица <1> - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

--------------------------------

<1> Аффилировать (фр. affilier) - присоединять. См.: Словарь иностранных слов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 84.

 

Закон о конкуренции определяет две группы аффилированных лиц: аффилированных лиц юридического лица и аффилированных лиц физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Так, аффилированными лицами юридического лица являются:

- член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо, и др.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Обратим внимание, что аффилированным лицом может являться не только лицо, контролирующее деятельность хозяйствующего субъекта, но и подконтрольное такому субъекту лицо. При этом способность оказывать влияние аффилированного лица на деятельность хозяйствующего субъекта определяется факторами различного характера (например, управленческого, имущественного).

Закон о конкуренции определяет состав аффилированных лиц, но практически не содержит антимонопольных требований по отношению к таким лицам (исключение составляет ст. 9 Закона). В целом же требования, адресованные аффилированным лицам, установлены в ст. 93 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1>. В частности, аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомлять общество о принадлежащих им акциях общества не позднее 10 дней с даты приобретения акций. Само общество обязано вести учет и представлять отчетность об аффилированных лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с изм. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2 декабря, 29 декабря 2004 г.).

 

12.4. Понятие и виды монополистической деятельности

на товарных рынках. Ограничение конкуренции органами власти

 

1. Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4 Закона о конкуренции).

Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория юридического состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Подробно юридический состав монополистической деятельности проанализирован К.Ю. Тотьевым в работе: Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М.: Изд-во РДЛ, 2000. С. 176 - 181.

 

Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.

С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действия) или пассивном (бездействие) поведении. Состав данного правонарушения формальный, поэтому для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения. Но следует учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий и, соответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.

Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц. Обратим внимание, что в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем.

Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения <1>.

--------------------------------

<1> В литературе высказана и иная точка зрения, в частности, С.А. Паращук полагает, что вина при совершении монополистической деятельности проявляется в форме умысла и неосторожности. В последнем случае предприниматель преследует цель получить дополнительную прибыль, "...такие действия могут ограничивать или устранять конкуренцию на рынке, но доказать умысел правонарушителя в виде такой целенаправленности в этом случае весьма затруднительно". См.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С. 482 - 483.

 

Основания классификации монополистической деятельности на виды различны. Так, в зависимости от числа участников такая деятельность проявляется в индивидуальной или коллективной форме, кроме того, монополистическая деятельность может носить договорный и внедоговорный характер исходя из оформления отношений договором <1>.

--------------------------------

<1> Субъектный критерий классификации на сегодняшний день использовать не представляется возможным, поскольку деятельность органов власти, направленную на ограничение, устранение, недопущение конкуренции, законодательство в качестве монополистической деятельности не рассматривает. Данные изменения были внесены в Закон о конкуренции Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3969. По данному вопросу см.: Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002. С. 170.

 

Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами. По существу, речь идет об индивидуальных и коллективных проявлениях монополистической деятельности.

Статьей 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;

- создание дискриминационных условий (препятствий) доступа на товарный рынок (выхода с рынка), дискриминационных условий обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства <1>.

--------------------------------

<1> Перечисленные деяния могут быть отнесены как к договорным, так и внедоговорным видам монополистической деятельности. При этом договорные виды связаны, например, с заключением договора, одной из сторон которого является доминирующий хозяйствующий субъект, и направлены на дискриминацию контрагента по договору. Внедоговорные виды направлены на ущемление интересов заранее неопределенного круга хозяйствующих субъектов.

 

При рассмотрении дел, связанных с нарушением ст. 5 Закона о конкуренции, является обязательным установление факта наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) <1>. Но следует обратить внимание, что удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным, в качестве противоправного рассматривается факт злоупотребления доминирующим положением.

--------------------------------

<1> См.: Приказ МАП РФ от 27 октября 2003 г. N 373 // БНА. 2004. N 6.

 

Установленный ст. 5 Закона о конкуренции перечень действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим. К числу противоправных, например, могут быть отнесены действия по навязыванию заключения договора <1>. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона данные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

--------------------------------

<1> См.: п. 12 Обзора.

 

Статьей 6 Закона о конкуренции установлен запрет на заключение (осуществление) соглашений (согласованных действий) (далее - соглашения) <1>, ограничивающих конкуренцию. Такие соглашения могут быть заключены между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (горизонтальные или картельные соглашения), возможно также заключение соглашений не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (вертикальные соглашения).

--------------------------------

<1> В научной литературе высказываются различные мнения относительно разграничения соглашений и согласованных действий: 1) соглашения, в отличие от согласованных действий, документально оформлены; 2) соглашение - договоренность о координации деятельности, согласованные действия - практическая реализация данного соглашения; 3) соглашения и согласованные действия - тождественные понятия. См.: Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2004. N 1. С. 72.

 

Соглашения, ограничивающие конкуренцию, которые заключаются между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурирующими субъектами), имеют наибольшую опасность для экономики. Поэтому представляется совершенно обоснованным, что запрет на их заключение установлен независимо от совокупной доли на рынке товара участвующих в них хозяйствующих субъектов <1>. В отличие от этого, заключение вертикальных соглашений запрещено только тем хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке превышает 35 процентов.

--------------------------------

<1> Такое положение соответствует законодательной практике промышленно развитых стран. См.: Еременко В.И. Конкурентное право РФ. М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. С. 261.

 

Соглашения хозяйствующих субъектов в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения хозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами <1>.

--------------------------------

<1> Исходя из норм п. 4 ст. 6, ст. 19.1 Закона о конкуренции признание антимонопольными органами таких соглашений правомерными осуществляется до их заключения в форме предварительного согласия. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение, вправе, но не обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения требованиям антимонопольного законодательства.

 

Следует учитывать, что в п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции исчерпывающим образом определены виды соглашений, заключаемых между конкурирующими хозяйствующими субъектами (горизонтальные соглашения), признание правомерности которых законодательством не предусмотрено. Такие соглашения приводят или могут привести:

- к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;

- разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Закон о конкуренции запрещает координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

2. Ограничение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (далее - органы власти, иные организации).

Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2006. С. 319 - 356.

 

Индивидуальные антиконкурентные проявления в деятельности органов власти, иных организаций выражаются в принятии актов <1> и (или) совершении действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

--------------------------------

<1> К названным актам относятся и нормативные правовые акты. См.: п. 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

 

Статьей 7 Закона о конкуренции установлен примерный перечень антиконкурентных актов (действий) органов власти, иных организаций. Направленность актов (действий) подобного рода различна и может быть связана с введением ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установлением незаконных требований к процессу осуществления предпринимательской деятельности, необоснованным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам <1>. Такие акты (действия) органов власти, иных организаций являются неправомерными и признаются недействительными по решению суда. Исключение составляют согласованные с антимонопольным органом решения о предоставлении льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам.

--------------------------------

<1> Антимонопольному контролю подлежат только акты (действия), оказывающие влияние на конкуренцию на товарных рынках.

 

Закон о конкуренции запрещает также наделять органы власти, иные организации полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Кроме того, установлен запрет на совмещение функций органов власти, иных организаций с функциями хозяйствующих субъектов <1>, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

--------------------------------

<1> В частности, в положении, устанавливающем правовой статус органа власти, не должны содержаться нормы о выполнении определенных работ или оказании услуг на коммерческой основе и одновременно осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности. См. п. 18 Обзора.

 

Коллективные формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Примерный перечень таких соглашений установлен ст. 8 Закона о конкуренции. В частности, они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка по различным основаниям, ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Соглашения подобного рода не соответствуют нормам антимонопольного законодательства и признаются недействительными по решению суда.

Нормы ст. 9 Закона о конкуренции регламентируют антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления <1>. Нарушение установленных требований является основанием для признания судом конкурса недействительным.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

 

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные управления) возбуждают дела, по результатам рассмотрения которых принимают решения и выдают предписания <1>. Предписания адресованы хозяйствующим субъектам или органам власти, иным организациям и обязательны для исполнения. Следует обратить внимание, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписания об отмене или изменении противоречащих антимонопольному законодательству актов законодательных органов власти субъектов РФ. Такие акты признаются недействительными на основании решения суда.

--------------------------------

<1> Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства утверждены Приказом ФАС от 2 февраля 2005 г. N 12 // БНА. 2005. N 20.

 

Решения или предписания могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания. Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

 

12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции

на товарных рынках

 

Нормы антимонопольного законодательства направлены на обеспечение конкурентных отношений. Но не любые проявления конкуренции оказывают позитивное влияние на экономическое развитие государства. По этой причине не допускается осуществление экономической деятельности с использованием нечестных методов конкурентной борьбы, т.е. направленной на недобросовестную конкуренцию.

На возникновение термина "недобросовестная конкуренция", как и правового института в целом, оказала влияние судебная практика французских судов. Исследователи отмечают, что его стали применять суды в целях обеспечения защиты интересов предпринимателей от негативных методов соперничества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шретер В. Недобросовестная конкуренция. СПб., 1914. С. 5.

 

Нормы права, обеспечивающие защиту от различных форм недобросовестной конкуренции, являются составной частью российского антимонопольного законодательства. В частности, Закон о конкуренции, определяя общее понятие недобросовестной конкуренции (ст. 4), устанавливает и перечень отдельных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10) <1>.

--------------------------------

<1> В ряде зарубежных стран приняты и действуют специальные законодательные акты, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции. Например, в Германии (1909 г.), Швейцарии (1986 г.), Испании (1991 г.), Украине (1996 г.). Вместе с тем в Великобритании и США нет специальных законов о пресечении недобросовестной конкуренции.

 

Недобросовестная конкуренция, согласно положениям Закона о конкуренции, - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция, так же как и монополистическая деятельность, нарушает правила поведения, но такие правила поведения установлены не только положениями действующего антимонопольного и иного законодательства. Они также являются содержанием обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости.

Анализ понятия недобросовестной конкуренции, содержащегося в Законе, позволяет отметить его некоторые недостатки. В частности, данное понятие распространяется только в отношении предпринимателей, хотя Конституция РФ запрещает экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию, не упоминает о причинении вреда потребителям, кроме того, исходя из определения недобросовестная конкуренция проявляется лишь в форме действий <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Гукасян Л.Е., Залесов А.В., Серегин Д.И. Пути совершенствования отечественного законодательства о защите от недобросовестной конкуренции // Законодательство и экономика. 2004. N 5.

 

Понятие недобросовестной конкуренции содержится и в международных актах. Так, в соответствии со ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Общий запрет на совершение действий, направленных на недобросовестную конкуренцию, установленный Законом о конкуренции, конкретизирован в ст. 10 данного Закона, в которой содержится примерный перечень форм недобросовестной конкуренции <1>. В частности, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

--------------------------------

<1> Например, одной из форм недобросовестной конкуренции является демпинговый импорт - импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара. См.: ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

 

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг <1>.

--------------------------------

<1> Например, регистрация товарного знака иностранной компании, которая не обеспечила его правовую охрану в России. Подробно см.: Еременко В.И. Новая редакция Закона о конкуренции: достижения и просчеты // Законодательство и экономика. 2003. N 2. С. 42.

 

Дела о нарушениях норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются антимонопольными органами <1>. По итогам рассмотрения антимонопольный орган принимает решение и выдает предписание, которые могут быть обжалованы в течение трех месяцев с момента принятия (выдачи).

--------------------------------

<1> Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства утверждены Приказом ФАС от 2 февраля 2005 г. N 12 // БНА. 2005. N 20.

 

Решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений Закона относительно недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, направляется в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам <1> для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной.

--------------------------------

<1> Положение, определяющее полномочия данного федерального органа исполнительной власти, утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2668 (с изм. от 22 апреля 2005 г.).

 

С вопросом о формах недобросовестной конкуренции тесно связан вопрос об отнесении ненадлежащей рекламы к одной из таких форм. Ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864 (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г., 20 августа, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.).

 

Представляется возможным рассматривать ненадлежащую рекламу в качестве формы недобросовестной конкуренции, если рекламная информация, признаваемая в качестве ненадлежащей, отвечает всем признакам, характеризующим недобросовестную конкуренцию, и нарушает отдельные положения п. 1 ст. 10 Закона о конкуренции (достаточно только первого основания). Например, рекламная информация может содержать не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства и др. Такая реклама направлена на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречит положениям действующего законодательства, способна причинить или причиняет убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, вводит потребителей в заблуждение. Подобная рекламная информация содержит признаки недобросовестной конкуренции.

 

12.6. Государственный антимонопольный контроль

на товарных рынках. Принудительное разделение (выделение)

хозяйствующих субъектов

 

1. Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией является одной из разновидностей государственного контроля, осуществляемого в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

Виды, направления и порядок осуществления государственного антимонопольного контроля установлены ст. ст. 17, 18 Закона о конкуренции <1>. При применении ст. ст. 17, 18 Закона о конкуренции установление антимонопольным органом факта наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов является обязательным <2>.

--------------------------------

<1> См. также: Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276 // БНА. 2000. N 1 (с изм. от 31 октября 2000 г.).

<2> См.: Приказ МАП РФ от 27 октября 2003 г. N 373 // БНА. 2004. N 6.

 

Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т.е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц <1>. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании "...комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке" <2>.

--------------------------------

<1> Данные экономические показатели были многократно увеличены: показатель для проведения предварительного контроля с 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) до 30 млн. МРОТ, последующего контроля - со 100 (200) тыс. МРОТ до 2 млн. МРОТ. См.: Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 761.

<2> Лебедев К.К. Правовое обеспечение интересов крупного частного капитала в России: тенденции развития законодательства // Развитие хозяйственного законодательства на современном этапе: Мат-лы Межд. научной конф. 29 апреля 2004 г. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 43.

 

Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов <1>. Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении об удовлетворении ходатайства, отказе в его удовлетворении, удовлетворении ходатайства при условии совершения заинтересованными лицами установленных Законом о конкуренции действий. Указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.

--------------------------------

<1> См.: п. 2 ст. 17 Закона о конкуренции и приложение 1 к Положению о порядке представления ходатайств и уведомлений, в котором определен перечень информации, представляемой заявителем в антимонопольный орган. Ходатайство оплачивается государственной пошлиной, размер которой установлен главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

 

Последующий контроль состоит в обязательном последующем уведомлении о совершенных юридически значимых действиях, подлежащих антимонопольному контролю. Антимонопольный орган должен быть уведомлен заинтересованными лицами в течение 45 дней со дня совершения данных действий, хотя заинтересованные лица вправе по собственной инициативе запросить предварительное согласие антимонопольного органа.