Социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.
Объектомметатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Предметомметатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знанияоб этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.
Функциимежнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:
• трансляционную — перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
• стратегическую — ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
• терминологическую — упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
• практическую — содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
• методологическую — уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
• общенаучную — раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной коммуникации и производных от него;
• мировоззренческую — содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).
Содержаниеметатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной проблематики, не затрагиваемой последними и связанной с выполнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего издания.
Методическому аппаратуметатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.
В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.
Таблица 10.1.
Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание
№ п/п | Метатеоретические проблемы | Обобщаемое научное знание | |
Фундаментальные науки | Прикладные учения | ||
1. | Смыслы и понимание | Философия: теория познания; Психология понимания | ― |
2. | Коммуникационная деятельность | Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика | Культура речи; Деловое общение; Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология; Журналистика |
3. | Социальная память | Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология | Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение |
4. | Коммуникационные каналы | Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации | Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация |
5. | Эволюция социальных коммуникаций | История; Культурология; Антропология; Археология | Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика |
6. | Семиотика социальных коммуникаций | Семиотика; Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология | Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись |
7. | Социальная информация | Философия информации; Теория информации | Научнаяин форматика; Компьютерная информатика |
8. | Коммуникационные потребности | Общая психология; Социальная психология; Общая социология | Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры |
9. | Социально-коммуникационные институты | Общая социология; Политология; Социология культуры | Менеджмент |
10. | Система социально-коммуникационных наук | Философия: классификация наук; Науковедение | Библиотечно-библиографические классификации |
Выводы
1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук,включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охватывает как теоретическое, так и прикладное знание.
2. Благодаря развитию системы социально коммуникационных наук созрели условия для формирования обобщающей метатеории социальной коммуникации, объектомкоторой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а предметом— знание о социальной коммуникации, полученное частными дисциплинами.
3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучнойтеорией и выполняет следующие особые функции:трансляционную, стратегическую, терминологическую, практическую, методологическую, общенаучную, мировоззренческую, которые обеспечивают консолидацию и дальнейшее развитие системы социально-коммуникационных наук.
4.Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, — факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общность изучаемого ими объекта, а именно — социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание? Вопрос остается открытым. Ясно одно, что без формирования обобщающей метатеории такое преобразование не возможно.
Литература
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. — СПб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.
2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М.: Наука, 1984. — 268 с.
3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. ― М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 294 с.
5. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. — М.: Добросвет, 1999. ― 482 с.
6. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. — 212 с.
7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: СПбГУП, 1996. ― 319 с.
8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. — М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. ― 448 с.
9. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. — М.: Радио и связь, 1996. — 214 с.