Стратегия толерантности

Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области кол­лективного воспитания показали, что там, где дети раньше приучаются к от­ветственности, они проявляют больше терпимости к окружающим людям и доброты.

В современном российском обществе активно идет процесс стратификации (расслоения) людей по экономическим, профессиональным, национальным, религиозным признакам. Каждый общественный слой (страта) имеет свой об­раз жизни, вырабатывает свои жизненные ценности и цели образования.

Современному педагогу, с одной стороны, следует всегда учитывать, с детьми из каких страт он работает, поскольку их социализация прямо соотносится с их образом жизни. Но с другой стороны, необходимо культивировать у всех детей ценности толерантности: уважение и признание других культур, религий, спо­собов жизни. Именно образование должно способствовать тому, чтобы дети и подростки принимали толерантность как неизбежную и единственную возмож­ность социальной жизни в современном стратифицированном мире.

Тактика толерантности в процессе социализации предполагает реализацию следующих условий:

 


□ в любых образовательных ситуациях находить возможность демонстри­ровать школьникам проявления универсальных признаков разных куль­тур, действие принципа «единства в многообразии»;

□ обеспечивать постоянную реализацию принципа интеграции в самых разных социокультурных проявлениях жизни, чтобы школьники пере­живали и осознавали значение дружеского общения людей, их сотруд­ничества, взаимопомощи;

□ на конкретных примерах и в реальных жизненных ситуациях раскрывать школьникам нравственный инвариант (неоспоримую общечеловеческую нравственную сущность), на которой «сходятся» жизненные ценности людей разных национальностей и социальных групп;

□ обогащать социальные представления детей и подростков образцами ве­ликих примеров толерантного поведения, мирного сосуществования го­родов и государств;

□ осваивать права Человека (международные декларации, Конституция РФ), разрабатывать правовые документы своего школьного социума («За­коны нашей школы», «Заповеди дежурного», «Правила классной жиз­ни» и др.).

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ