Стратегия толерантности
Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области коллективного воспитания показали, что там, где дети раньше приучаются к ответственности, они проявляют больше терпимости к окружающим людям и доброты.
В современном российском обществе активно идет процесс стратификации (расслоения) людей по экономическим, профессиональным, национальным, религиозным признакам. Каждый общественный слой (страта) имеет свой образ жизни, вырабатывает свои жизненные ценности и цели образования.
Современному педагогу, с одной стороны, следует всегда учитывать, с детьми из каких страт он работает, поскольку их социализация прямо соотносится с их образом жизни. Но с другой стороны, необходимо культивировать у всех детей ценности толерантности: уважение и признание других культур, религий, способов жизни. Именно образование должно способствовать тому, чтобы дети и подростки принимали толерантность как неизбежную и единственную возможность социальной жизни в современном стратифицированном мире.
Тактика толерантности в процессе социализации предполагает реализацию следующих условий:
□ в любых образовательных ситуациях находить возможность демонстрировать школьникам проявления универсальных признаков разных культур, действие принципа «единства в многообразии»;
□ обеспечивать постоянную реализацию принципа интеграции в самых разных социокультурных проявлениях жизни, чтобы школьники переживали и осознавали значение дружеского общения людей, их сотрудничества, взаимопомощи;
□ на конкретных примерах и в реальных жизненных ситуациях раскрывать школьникам нравственный инвариант (неоспоримую общечеловеческую нравственную сущность), на которой «сходятся» жизненные ценности людей разных национальностей и социальных групп;
□ обогащать социальные представления детей и подростков образцами великих примеров толерантного поведения, мирного сосуществования городов и государств;
□ осваивать права Человека (международные декларации, Конституция РФ), разрабатывать правовые документы своего школьного социума («Законы нашей школы», «Заповеди дежурного», «Правила классной жизни» и др.).
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ