БЕЗОПАСНОСТЬ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Редактор Л.А.Медведева

__________________________________________________________________

Подписано к печати ЛР № 020475 от 10.02.93 г.

Тираж экз. Объем печ.л. Зак.

__________________________________________________________________

РИО СПбГУТ, 191065, СПб, наб.р. Мойки, 61

Ротапринт типографии СПбГУТ

198320, СПб, ул.Свободы, 31

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

.

 

 

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема №1. Законодательные акты и нор­мативные документы по обеспечению безо­пасности проведения аварийно-спасательных работ.

Тема №2. Безопасность проведения ава­рийно-спасательных работ на объектах про­мышленности.

Тема №3. Безопасность ведения аварий­но-спасательных работ на коммунально-энергетических сетях, магистральных газо-, нефтепроводах и транспорте.

Тема №4. Безопасность проведения по­исково-спасательных работ при ЧС природ­ного характера.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема №1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасно­сти проведения аварийно-спасательных работ

Понятие охраны труда. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда и сфера его действий. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производст­венной санитарии при проведении аварийно-спасательных работ. Права и обязанности должно­стных лиц ПСС, АСС. Статус спасателя, его права и обязанности. Ответственность должностных лиц и спасателей за нарушение законодательных и нормативных актов по охране труда. Соци­ально-экономические вопросы обеспечения аварийно-спасательных работ. Надзор и контроль в области защиты охраны труда. Порядок расследования, оформления и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Тема №2. Безопасность проведения аварийно-спасательных работ на объектах промыш­ленности

Основные опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них. Безопас­ность проведения аварийно-спасательных работ при пожарах, взрывах на объектах промышлен­ности. Анализ и прогнозирование опасностей при проведении аварийно-спасательных работ. Формирование практических навыков осознания риска и навыков безопасной работы. Безопас­ность проведения работ при эксплуатации аварийно-спасательного инструмента: гидравлическо­го, электрического, пневматического и с мотоприводом. Безопасные навыки работы.

Приборы химической и радиационной разведки и дозиметрического контроля.

Тема №3. Безопасность ведения аварийно-спасательных работ на коммунально-энергетических сетях, магистральных газо-, нефтепроводах и транспорте

Безопасные навыки работы. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и катастрофах на магистральных газо-, нефтепроводах, комму­нально-энергетических сетях и на транспорте. Безопасности эксплуатации транспортных средств, машин и механизмов. Определение рациональных способов действий спасателя.

Тема №4. Безопасность проведения поисково-спасательных работ при чрезвычайных си­туациях природного характера

Потенциальные опасности природного характера и способы защиты от них. Техника безо­пасности при разборке зданий и сооружений при ликвидации последствий землетрясений. Безо­пасность действий спасателя при проведении работ в условиях лесных пожаров, наводнений, за­топлений и цунами. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ в горах при ликвидации последствий обвалов, селей, снежных лавин. Определение рациональных спосо­бов действий спасателя при различных стихийных бедствиях. Факторы и способы выживания в различных ЧС природного характера.

 

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Вариант 1

1. Основные опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них.

2. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на нефтепроводах.

3. Безопасности эксплуатации транспортных средств, машин и механизмов.

4. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ в горах.

5. Техника безопасности при разборке зданий и сооружений при ликвидации последствий зем­летрясений.

Вариант 2

1. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии при проведении аварийно-спасательных работ.

2. Статус спасателя, его права и обязанности.

3. Порядок расследования, оформления и учет несчастных случаев и профессиональных заболе­ваний.

4. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на газопроводах.

5. Безопасность действий спасателя при проведении работ в условиях лесных пожаров.

 

Вариант 3

1. Понятие охраны труда. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда и сфера его действий.

2. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на транспорте.

3. Безопасность проведения аварийно-спасательных работ при пожарах, взрывах на объектах промышленности.

4. Безопасность проведения работ при эксплуатации аварийно-спасательного электрического инструмента.

5. Безопасность действий спасателя при проведении работ в условиях наводнений, затоплений.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Понятие охраны труда. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда и сфера его действий.

2. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии при проведении аварийно-спасательных работ.

3. Права и обязанности должностных лиц ПСС, АСС.

4. Статус спасателя, его права.

5. Статус спасателя и его обязанности.

6. Ответственность должностных лиц и спасателей за нарушение законодательных и норматив­ных актов по охране труда.

7. Социально-экономические вопросы обеспечения аварийно-спасательных работ.

8. Надзор и контроль в области защиты охраны труда.

9. Порядок расследования, оформления и учет несчастных случаев и профессиональных заболе­ваний.

10. Основные опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них.

11. Безопасность проведения аварийно-спасательных работ при пожарах, взрывах на объектах промышленности.

12. Безопасность проведения работ при эксплуатации аварийно-спасательного гидравлического инструмента.

13. Безопасность проведения работ при эксплуатации аварийно-спасательного электрического инструмента.

14. Безопасность проведения работ при эксплуатации аварийно-спасательного пневматического инструмента.

15. Безопасность проведения работ при эксплуатации аварийно-спасательного инструмента с мо­топриводом.

16. Приборы химической и радиационной разведки и дозиметрического контроля.

17. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на газопроводах.

18. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на нефтепроводах.

19. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на коммунально-энергетических сетях

20. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и ката­строфах на транспорте.

21. Безопасности эксплуатации транспортных средств, машин и механизмов.

22. Потенциальные опасности природного характера и способы защиты от них.

23. Техника безопасности при разборке зданий и сооружений при ликвидации последствий зем­летрясений.

24. Безопасность действий спасателя при проведении работ в условиях лесных пожаров.

25. Безопасность действий спасателя при проведении работ в условиях наводнений, затоплений.

26. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ в горах

27. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ при ликвидации послед­ствий обвалов.

28. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ при ликвидации селей.

29. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ при ликвидации снеж­ных лавин.

30. Факторы и способы выживания в различных ЧС природного характера.

 

ТЕМА №1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОБЕС­ПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Работа спасателей при ликвидации последствий ЧС отличается повышенной опасностью. Для сохранения здоровья, а порой и жизни, спасатели должны:

- знать и соблюдать требования нормативно-технических документов охране труда;

- обеспечиваться средствами защиты и уметь ими пользоваться;

- уметь оценивать ситуацию и осознавать степень риска;

- уметь вести себя в критической, травмоопасной ситуации.

Охрана труда - государственная система законодательных актов социально-экономических, организационных, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспе­чивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий, предотвра­щающих воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов.

Несчастный случай - случай с человеком на производстве, связанный с воздействием на не­го опасных производственных факторов, которые приводят к травме.

Профессиональное заболевание - заболевание, вызванное воздействием на человека вред­ных условий.

Основной задачей охраны труда является уменьшение или ликвидация влияния на людей опасных и вредных факторов трудовой деятельности. Решение ее осуществляется организаци­онными, техническими, гигиеническими, социальными, правовыми, психологическими, этиче­скими методами и средствами.

1. Организационные средства повышения безопасности труда включают в себя:

- профессиональный подбор и подготовку кадров;

- расстановку и профессиональное использование исполнителей на всех уровнях;

- повышение квалификации и совершенствование знаний и производственных навыков;

- повышение безопасности процессов и методов производства;

- совершенствование четкости организации и качества работы лиц, ответственных за безо­пасность труда;

- конкретизацию функциональных обязанностей в деятельности отдельных исполнителей, регламентацию их работы должностными инструкциями, положениями и правилами по охране труда;

- обеспечение строгого надзора и контроля за состоянием охраны труда;

- совершенствование социальных, материальных и технических условий для нормального и безопасного протекания трудового процесса.

2. Технические средства повышения безопасности труда служат повышению эффек­тивности производственных процессов и операций. Они базируются на облегчении физических затрат человека, а также на повышении безопасности и совершенствовании условий труда. Од­ним из основных положений в охране труда при совершенствовании технических средств, яв­ляющихся существенно важными в современных условиях, остается задача перехода от техники безопасности к безопасной технике.

3. Гигиенические средства повышения безопасности труда призваны обеспечивать благоприятное взаимодействие между человеком в трудовом процессе и окружающей средой. К ним относятся:

- изучение влияния факторов окружающей среды и самих трудовых процессов на организм человека;

- установление физиологических и гигиенических критериев для безвредного протекания трудового процесса;

- регламентация и определение гигиенических норм для трудовых процессов и санкциони­рование трудовых процессов на их основе;

- разработка профилактических мероприятий по предотвращению утомления, профессио­нальных и общих заболеваний;

- организация и практическое осуществление надзора и регулярного контроля за состояни­ем санитарно-гигиенических условий труда и производственной среды;

- оценка состояния и гигиенической эффективности санитарно-технических устройств, ус­тановок и приспособлений, бытовых помещений, санитарных средств и СИЗ;

- организация и качественное обучение персонала по вопросам санитарно-гигиенического обеспечения, оказания первой помощи пострадавшему.

4. Социальные средства повышения безопасности труда связаны с жизнедеятельно­стью трудового коллектива. Планирование и регулирование социального развития коллектива представляет собой процесс организации и координации элементов социальной структуры про­изводства. Социальная среда, служащая для охраны здоровья человека и повышения эффектив­ности его деятельности в трудовом процессе, включает в себя следующие элементы;

- определение уровня совершенства применяемых техники, технологии. состояния произ­водственной обстановки, средств защиты, степени интенсивности труда и т.д.;

- состояние производственных и бытовых помещений, оборудование рабочих мест, метео­рологические условия, качество вентиляции, отопления и освещения, уровень шума, вибрации и другие факторы;

- материальные условия жизни, к которым относятся материальный уровень и влияние ха­рактера производственной деятельности на его изменения;

- условия быта вне производственной сферы и возможности восстановления энергетических затрат.

5. Правовые средства повышения безопасности труда включают в себя законодатель­но-нормативные акты, являющиеся базой управления охраной труда. Особая роль при этом отве­дена трудовому законодательству и разрабатываемым на его основе нормативным документам. Для обеспечения безопасности труда законодательно определены требования охраны труда при­менительно к средствам труда: зданиям, сооружениям, техническим процессам, оборудованию и т.д. Регламентирующими источниками для предупредительного надзора являются нормативные акты стандартизации безопасности труда, санитарные и другие нормы и правила. К числу важ­нейших мероприятий по обеспечению безопасности труда относятся требования законодательст­ва, предъявляемые к безопасным приемам работы. Проведение периодических медицинских ос­мотров обеспечивает наблюдение за состоянием здоровья и своевременное выявление признаков заболеваний.

6. Психологические средства повышения безопасности труда объединяют в себе фак­торы, определяющие соответствующий психологический климат в коллективе, обеспечение пси­хологической совместимости его членов. В обеспечении благоприятных и безопасных условий труда особое место занимают вопросы профессионального подбора кадров, подготовки и обуче­ния безопасным приемам работы, расстановки и эффективного использования трудовых ресур­сов, их взаимоотношений. Характерной чертой в производственной деятельности становится пе­реработка непрерывно возрастающего объема информации и принятие для соответствующей си­туации наиболее правильного решения. Всё это увеличивает роль психологических процессов в трудовой деятельности: напряжение внимания, восприятия и оценки обстановки, памяти, мыш­ления. Учет требований психологии труда позволяет предотвратить стрессовые состояния чело­века, при которых повышается вероятность возникновения травмоопасных и аварийных ситуа­ций.

7. Этические средства повышения безопасности труда отражают взаимоотношения между участниками трудового процесса, членами коллектива. Характер и проявление таких от­ношений являются одним из важнейших аспектов охраны труда. Формирование в трудовом кол­лективе правильных межличностных отношений на основе правил, норм и инструкций по охране труда является одной из основных обязанностей руководителя. Формы отношений в коллективе могут быть различными и зависят от объективных причин: подчинение, сотрудничество, зависи­мость, взаимопомощь и др.

Нормативно-правовая база охраны труда спасателей.

Нормативно-правовой базой охраны труда спасателей является Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, законодательные и нормативные документы об охране труда. Основы законодательства РФ об охране труда приняты Постановлением Верховного Сове­та РФ от 6 августа 1993 г. № 5601-1. Они устанавливают гарантии осуществления права трудя­щихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области ох­раны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организа­циях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомствен­ной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохране­ния жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на следующее:

- рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных фак­торов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

- возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; - получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных ор­ганов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске поврежде­ния здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных про­изводственных факторов;

- отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опас­ности;

- обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требо­ванием законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодате­ля;

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановле­ния деятельности или закрытия предприятия, либо ликвидации рабочего места вследствие не­удовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несча­стным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

- проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общест­венного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем мес­те;

- обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в про­фессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

- участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гаранти­рует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе в соответствии с по­ложениями трудового договора (контракта).

Работник обязан:

- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

- правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

- немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном слу­чае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о си­туации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных норма­тивных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными до­говорами или соглашениями по охране труда, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Работники за нарушение требований законодательства и иных нормативных актов об охра­не труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях, - к материальной и уго­ловной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и Республик в составе РФ.

Учитывая специфику аварийно-спасательных работ Государственной Думой 14 июля 1995г. (Постановление № 998-1 ГД) принят Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей":

-определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятель­ности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ,

-регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянски­ми (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организацион­но-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лица­ми и гражданами РФ.

Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.

Законом вводятся основные понятия:

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно­спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав ава­рийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техни­кой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно­спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрез­вычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздейст­вия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по все­стороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодатель­ством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуаль­ная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудо­вание, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино- фотоматериалы по тех­нологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для элек­тронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-­спасательных работ.

Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-­спасательным формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупре­ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:

-устанавливает систему налоговых и иных льгот для аварийно-спасательных служб, ава­рийно-спасательных формирований, а также для организаций, в инициативном порядке оказы­вающих финансовую и материально-техническую помощь аварийно-спасательным службам, ава­рийно-спасательным формированиям;

-оказывает содействие организациям, общественным объединениям, органам местного са­моуправления в подготовке и оснащении создаваемых ими аварийно-спасательных служб, ава­рийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших же­лание пройти обучение по программе подготовки спасателей;

-предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;

- оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно­-спасательным формированиям исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций;

- отдает предпочтение при размещении государственных заказов на производство аварийно - спасательных средств, при прочих равных условиях, предприятиям аварийно-спасательных служб.

К аварийно-спасательным работам относятся:

-поисково - спасательные,

-горноспасательные,

-газоспасательные,

-противофонтанные работы,

-а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,

-работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова­ний, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

-поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-­спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных си­туаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них ра­бот по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

- участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;

- надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычай­ных ситуаций;

- участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

- выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и техни­ческого обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных фор­мирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

- участию в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие за­дачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы, ава­рийно-спасательные формирования, определяется по согласованию с федеральным органом ис­полнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населе­ния от чрезвычайных ситуаций, органами управления при органах исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномочен­ными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах, аварийно-­спасательных формированиях или в уставах указанных служб и формирований.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные служ­бы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

- на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, про­фессиональные аварийно-спасательные формирования;

- на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

- на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

- в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Россий­ской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуще­ствлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное нали­чие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных форми­рований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на реше­ние задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Фе­дерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законода­тельством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объеди­нениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова­ний определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организа­ции, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, ава­рийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач.

Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреж­дения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно­спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подго­товке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее обра­зование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-­спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ

При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональ­ные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудо­вой договор (контракт), в котором закрепляются

- особенности и режим работы спасателей;

- порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям;

- обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанно­стей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе админи­страции аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае одно­кратного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обя­зательной регистрации.

Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований уста­новленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соот­ветствии со своими полномочиями.

Деятельность аварийно-спасательных служб. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Россий­ской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими норматив­ными правовыми актами.

В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, от­даваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространя­ется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указан­ных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессио­нальных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формиро­ваниях не допускается.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварий­но-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполно­моченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций, органами государственного надзора, органами управления при органах исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами управления при органах местного самоуправ­ления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций.

Аттестация аварийно-спасательных служб. Все аварийно-спасательные службы, аварий­но-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительст­вом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие ат­тестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычай­ные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если под­готовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных ава­рийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Фе­дерации. Порядок приостановления деятельности указанных организаций устанавливается зако­нодательством Российской Федерации.

Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Привле­чение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрез­вычайных ситуаций осуществляется:

- в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на об­служиваемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными форми­рованиями объектах и территориях;

- в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуа­ций;

- по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государст­венной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на террито­рии которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвида­ция указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвы­чайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных ава­рийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполно­моченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обес­печивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных ава­рийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами терри­тории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.

Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимо­действия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, при­бывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям кото­рых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Фе­дерации.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных си­туаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назна­чив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительст­вом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрез­вычайных ситуаций;

- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-­спасательных работ;

- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамед­лительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информа­цию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приоста­новке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, на­ходящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных си­туаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

Возмещение аварийно-спасательным службам расходов на ликвидацию чрезвычайных си­туаций. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формиро­ваний, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Неиспользованная часть средств, поступающих аварийно-спасательным службам, остается в распоряжении аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и исполь­зуется на их развитие и решение социальных вопросов.

Содействие аварийно-спасательным службам в осуществлении их деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формировани­ям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средст­ва.

Ответственность аварийно-спасательных служб. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживаю­щие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный ука­занным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрез­вычайных ситуаций, а также в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 12 настоящего Феде­рального закона. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Координация деятельности аварийно-спасательных служб. Координация деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации осуществляется в целях:

- оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств;

- выработки согласованных предложений органам государственной власти по совершенст­вованию законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области социальной защиты спасателей и членов их семей;

- унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

- проведения единой государственной политики в области производства аварийно-спасательных средств и в вопросах материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

- отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями и другими силами при проведении работ по ликвидации чрез­вычайных ситуаций на соответствующих территориях;

- решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, принимающих участие в проведении работ по ли­квидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных форми­рований федеральных органов исполнительной власти, а также общероссийских и межрегио­нальных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно­спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федера­ций, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы управле­ния при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполно­моченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций.

Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях органов местного самоуправления осуществляют органы управле­ния при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных служб. Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований может осуществляться за счет:

- средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, а также финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы, аварийно­-спасательные формирования;

- финансовых средств, поступающих от реализации договоров с организациями об их об­служивании;

- созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансо­вых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований гра­ждан и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в чрезвычайных ситуаци­ях;

- фондов поддержки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, специальных фондов ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- страховых фондов;

- иных источников.

Конкретные источники финансирования аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и порядок использования ими финансовых средств определяют фе­деральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, создающие указанные службы и формирования.

Спасатели и их статус. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации по­сле прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нор­мативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттеста­ции на проведение аварийно-спасательных работ.

Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спаса­телей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Аттестация спасателей. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают ста­тус спасателей.

Права спасателей. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных си­туаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следо­вании к месту проведения указанных работ.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

- полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанно­стей;

- беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения уста­новленных мер безопасности;

- экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно­спасательных работ;

- использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе меди­цинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештат­ных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретиче­ских знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно­-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно­-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное медицинское обслу­живание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их прове­дения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).


Обязанности спасателей. Спасатели обязаны:

-быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

-совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

-неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

-активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им пер­вую медицинскую и другие виды помощи;

-неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

-разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычай­ных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональ­ных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, настав­лениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

Режим работы (службы) и отдыха спасателей. В повседневной деятельности режим ра­боты (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распо­рядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной под­готовке.

Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессио­нальных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года опреде­ляется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.

Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессио­нальных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в раз­мере одной четвертой часа за каждый час дежурства.

При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжи­тельность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ли­квидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварий­но-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительно­стью:

- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-­

спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должно­стях спасателей до 10 лет, - 30 суток;

- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должно­стях спасателей более 10 лет, - 35 суток;

- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должно­стях спасателей более 15 лет, - 40 суток.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года пре­доставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнитель­ного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанав­ливаются Правительством Российской Федерации.

Оплата труда спасателей. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Страховые гарантии спасателей. Спасатели подлежат обязательному бесплатному лично­му страхованию. Страхование спасателей производится:

- при назначении их на должности спасателей в профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;

- в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общест­венных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Страховыми событиями для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований являются:

- гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом),

- смерть, наступившая вследствие (увечья ранения, травмы, контузии) или за­болевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом),

- а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей.

Страховыми событиями для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, являются:

- гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных си­туаций,

- смерть, наступившая вследствие (увечья ранения, травмы, контузии) или за­болевания, полученных в ходе проведения указанных работ,

- а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в проведении указанных работ.

Страхование производится на сумму не менее двухсоткратного минимального размера оп­латы труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональ­ных аварийно-спасательных формирований производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само­управления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, про­фессиональные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно­спасательных формирований, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, ор­ганизации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления страховых событий, указанных в настоящей статье, производятся независимо от вы­плат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здо­ровью.

В целях реализации мер по поддержке аварийно-спасательных служб, аварийно­спасательных формирований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова­ний, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по страхованию спасателей в размере не ниже десяти процентов от этих сумм, а также за счет фи­нансовых средств других источников.

В случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессио­нальных аварийно-спасательных формирований, наступившей при исполнении ими обязанно­стей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно­спасательного формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвали­дами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается (в равных долях) еди­новременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.

В случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, про­фессиональных аварийно-спасательных формирований при исполнении ими обязанностей увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей ра­боты в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 6О окладов месячного денежного содержания.

В случае гибели спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычай­ных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварий­но-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении ра­бот по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в проведении указанных работ, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере ты­сячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на день гибели (смерти) спа­сателей законодательством Российской Федерации.