Соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура»

Существенным представляется в этой связи вопрос о соотношении понятий «корпоративная культура» и «организационная культура». На этот счет в литературе существует несколько точек зрения. Первая группа авторов
рассматривают корпоративную культуру как тождественную организационной и дают общее определение: организационная (корпоративная) культура — это комплекс базовых предположений, разработанных в организации (корпорации) для того, чтобы справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Вторая группа авторов связывает возникновение корпоративной культуры с переходом индустриально-капиталистического общества в постиндустриальное. На наш взгляд, продуктивнее выводить понятие «корпоративная культура» не из термина «корпоративизм», а из термина «корпорация». Корпоративная культура представляет собой явление, присущее прежде всего корпорациям — крупным организационным образованиям, состоящим из множества зачастую разнородных организационных единиц, имеющим, как правило, экстерриториальные масштабы деятельности.

В качестве важнейших различий между организационной культурой и корпоративной культурой можно выделить следующие:

· Характеристики корпоративной культуры задаются не столько особенностями данной корпорации, сколько культурой макросреды корпорации. На наш взгляд, корпоративная культура имеет естественно-искусственный характер, а организационная культура искусственно-естественный характер.

· Корпоративная культура содержит в себе ряд субкультур, существенно отличающихся друг от друга, тогда как организационная культура относительно однородна.