Й раздел - Типология господства.

В работе "Теория социальной и экономической организации" М. Вебер обращается к методологическим проблемам власти как таковой. Именно власть (господство) вносит порядок в отношения между людьми. Не случайно он определяет господство как вероятность того, что распоряжение определенного типа будет выполнено другими. Будучи глубоким ученым-историком, М. Вебер пытается показать общественно-историческую природу всякого господства.

С его точки зрения можно выделить три типа господства, т. е. способности одних людей влиять на поведение других:

- харизматическое господство - господство, построенное на аффективной вере людей в личностные качества лидера.Эти качества М. Вебер назвал «харизмой». Термин «харизма» имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «милость, благодать», «божественный дар». В современной философской литературе «харизма» определяется как «способность какого-либо лидера обладать особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей». Харизматическое господство является определяющим в различных религиозных организациях, всякого рода сектах, политических партиях и прочих организациях, построенных вокруг определенной идеи. Яркой харизматической личностью являлся Иисус Христос, выраженными харизматическими чертами обладали многие известные политические деятели (Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин).

Идея харизматического господства получила дальнейшее развитие в многочисленных концепциях лидерства, разработанных во второй половине XX века;

- традиционное господство - построенное на вере в незыблемость существующих традиций, издавна существующих порядков. По мнению М. Вебера, традиционное господство характерно прежде всего для восточных культур.

Традиционное господство реализуется как

- чисто патриархальная структура управления, примером которого служат восточные деспотии;

- сословная структура, при которой общество стратифицируется на изначально неравные и непересекающиеся друг с другом социальные группы (сословия, касты и т. п.).

Традиционное господство характерно для различного рода монархий, где право на власть определяется не пригодностью данного лица управлять государством, а сводом традиций.

Харизматическое и традиционное господство объединяет одно общее качество -- они иррациональны. Порядок в обоих случаях определяется исключительно лидером, который вводит в обращение нормы поведения, и он же их отменяет. При этом соблюдение всеобщих норм на самого лидера может и не распространяться. Основанием для оценки человека и там и там служат не его личностные качества, а преданность лидеру. По мнению М. Вебера, иррационально построенные общественные отношения не могут быть эффективными. В силу этого он выделяет третий тип господства, построенный исключительно на рациональных основаниях. Этот тип господства он назвал

- легальное господство -- господство, основанное на законе, правовом порядке.

М. Вебер считал, что именно легальное господство наиболее адекватно соответствует современной европейской культуре. Причем, в наиболее чистом виде легальное господство реализуется в рамках бюрократической организации. Именно последнюю М. Вебер считал организацией идеального типа.

Типология господства, предложенная М. Вебером, нашла свое применение практически во всех последующих управленческих работах. Стал активно использоваться тезис о том, что всякая власть имеет определенные социокультурные основания и, соответственно, говоря о типе господства, нужно сначала выделять характеристики управляемой подсистемы. Во-вторых, позднейшие исследования показали, что типология господства, которую представил М. Вебер, условна, и реально руководитель использует, как правило, все три типа господства одновременно и можно говорить лишь о приоритете одного из них.