Основные вопросы

1.Общая характеристика содержания и проблематики немецкой

классической философии.

2.И. Кант – основоположник немецкой классической философии.

Трансцендентальный идеализм, агностицизм и дуализм Канта.

3. Субъективный идеализм Фихте.

4. «Философия тождества» Шеллинга.

5. Философская система, метод и диалектика Гегеля.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Ключевые слова и понятия: трансцендентальный идеализм, докритический и критический периоды, агностицизм, дуализм, категорический императив, мир «явлений», мир «вещей в себе», априорное знание, апостериорное знание, субъективный идеализм, философия тождества мышления и бытия, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, антропологическая философия, религия любви.

1.Общая характеристика содержания и проблематики немецкой классической философии. К немецкой классической философии (НКФ) конца ХУ111-Х1Х вв. относят И. Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм. НКФ это особый этап развития филосо­фии, является высшим достижением западной философии Нового времени. Марксизм как часть немецкой классической философии будет рассмотрен отдельно. НКФ представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: 1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Мыслители полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. 2. НКФ повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности. 3. Все представители НКФ относились к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. Например, в качестве философских дисциплин. 4. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики, достигшей свой завершенности в работах Гегеля, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке гуманистических проблем и предприняла попытку осмыслить человеческую жизнедеятельность. Вслед за идеями французских просветителей XVIII в., НКФ провозгласила человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Будучи идеологическим выражени­ем взглядов прогрессивной буржуазии, эпохи ломки феодальных отношений конца 18 - первой половины 19 в., НКФ представляла собой своеобраз­ное обобщение опыта буржуазных ре­волюций, к тому времени уже миновавших вершины своей революционно­сти (англ. и фр. революции). Отсюда, и ярко выраженные компромиссные тенденции НКФ, усиленные усло­виями тогдашней Германии (феодаль­ная раздробленность, относительная слабость буржуазии и т. д.). Как следствие этого, стремление ограничить решение мно­гих жизненных проблем областью или духовно-теоретической, или абстракт­но-чувственной. Теоретическими источ­никами НКФ были крупнейшие до­стижения предшествующего духовного развития всего человечества, в частности, идейное наследие фр. и нем. Просвеще­ния, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистические линии философов Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозы, Гассенди и других. НКФ была представлена почти всеми основными философскими течениями, как дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объектив­ный идеализм Шеллинга, Гегеля и материализм Фейербаха. Несмотря на разнообразие основных философских по­зиций, НКФ является единым, отно­сительно самостоятельным этапом раз­вития философии, ибо все ее системы логически вытекают одна из другой. Так, внутреннее противоречие фило­софской системы Канта, заключающе­еся в признании объективно существу­ющей „вещи в себе" и отрицании воз­можности ее познания, породило попыт­ку его преодоления в рамках субъек­тивного идеализма Фихте, а затем объ­ективного идеализма Шеллинга и Геге­ля. Идеалистические системы их осно­ваны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального. Если „у Канта познание разгораживает (раз­деляет) природу и человека..." (Ленин В. И., т. 29, с. 83), то у Гегеля реаль­ность соответствует понятию, его кате­гориям и законам. Вместе с тем, последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему уга­дать в диалектике понятий – диалектику вещей. Однако идеализм Гегеля, абсо­лютизация мышления и его истории, т. е. замыкание мышления на само се­бя, в конечном счете, и породили корен­ной порок его системы - диалектиче­ское развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу. Высту­пив с критикой гегелевского идеализ­ма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с нею и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущностных сил че­ловека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека - к чувственной природной основе. Отказ от идеи развития, созер­цательность Фейербаховского материа­лизма обусловили его непоследователь­ность, сказавшуюся в идеалистическом толковании истории. Всем ходом свое­го развития НКФ показала, что наи­более полное, глубоко научное фило­софское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе с исполь­зованием всех достижений НКФ, особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило НКФ стать одним из основных источников марк­сизма.