Исследование критических возрастов в отечественной психологии

§ Представление о возрастном кризисе возникает в исследованиях Блонского

§ Затем развивается в работах Выготского: кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза.

§ По А.Н. Леонтьеву кризис - свидетельство не совершившегося своевременно перехода.

§ В работах 40-70х годов кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода.

§ Позиция Д.Б. Эльконина: кризис - норма онтогенеза, условие кризиса -расхождение между операционально- потребностной сторонами деятельности ребенка.

По мнению Л.С.Выготского - возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушениемпривычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. ü Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. ü По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как - кризис новорожденности (до 1 мес.), - кризис одного года, - кризис 3 лет, - кризис 7 лет, - подростковый кризис (11–12 лет) - юношеский кризис

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ период (лат. prae – перед + natus – рождение) — стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика.