Понятие «возрастной кризис»

§ Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. § Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Возрастные кризисы (греч. krisis – решение, исход)— нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу.

Возрастные кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности.

Исследование проблем онтогенеза в западных теориях развития

В западной психологии “кризис” и “сензитивный период” суть синонимы. Применяемый термин “переходный период”(стадия), как правило, не связывается с конкретным хронологическим возрастом. Стадиальный характер онтогенеза не признается исходно; критические периоды как переходные широко не изучаются.

§ В последние десятилетия интенсивно разрабатывается проблематика “заданного развития”, признается социальная обусловленность принятия задачи развития индивидом.

§ Проблема перехода как появление нового исследуется и обсуждается (Пиаже и его критики).

§ Выделяется эмоциональная составляющая критического (переходного) периода.

§ Исследуются механизм и медиаторы перехода (теория инкантации).