Общественно-политические условия развития исторической науки в 1930-е гг.
К началу 1930-х гг. в стране происходит ужесточение политического режима. 1929 год стал «годом великого перелома», когда в экономике окончательно был свернут НЭП, в политической жизни были прекращены все внутрипартийные дискуссии, ликвидированы все фракции и уклоны и сложилось официальное единомыслие. 1929 год - это год утверждения культа личности И.В. Сталина.
Тесная взаимосвязь, проводимая между научными и политическими взглядами, участие ученых-обществоведов в идеологической борьбе привело в 1930-е гг. к окончательному подчинению гуманитарных наук задачам политической практики. Это выразилось в решении научных споров путем партийных постановлений, в превращении их в выяснение политической принадлежности той или иной теории.
Удаление оппозиционной мысли из политической жизни страны поставило под сомнение возможность сохранения плюрализма мнений и в науке. Окончательный конец научным дискуссиям в 1930-е гг. положило письмо И.В. Сталина в журнал «Пролетарская революция».
Письмо И.В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» было опубликовано в журнале «Пролетарская революция» за 1931 г. (№ 6). Поводом к написанию письма стала статья А.Г. Слуцкого «Большевики о германской социал-демократии в период ее предвоенного кризиса», опубликованная в том же журнале годом раньше как статья дискуссионная. А.Г. Слуцкий, опираясь на высказывания В.И. Ленина, писал, что до начала Первой мировой войны лидер большевиков еще не ставил такой задачи, как «очищение рабочего движения от оппортунизма» (т. е. центризма в германской социал-демократии).
И.В. Сталин в письме, адресованном редакции журнала «Пролетарская революция», указал, что в своей статье А.Г. Слуцкий хотел сказать, что В.И. Ленин недооценивал опасности центризма в германской социал-демократии, не вел непримиримой борьбы с оппортунизмом, а значит, еще не был настоящим большевиком и лишь в период войны стал им, так как настоящие большевики всегда относятся к оппортунизму непримиримо.
По поводу заявления А.Г. Слуцкого о том, что еще не найдено достаточного количества официальных документов, свидетельствующих о решительной и непримиримой борьбе В.И. Ленина против центризма, И.В. Сталин отметил, что «кто же, кроме архивных крыс, не понимает, что партию и лидеров надо проверять по их делам, а не только по их декларациям». Только троцкисты пытаются доказать, что В.И. Ленин в предвоенный период недооценивал опасность центризма, - писал И.В. Сталин.
В письме И.В. Сталина досталось и редакции журнала «Пролетарская революция». Как отметил вождь, вместо того чтобы заклеймить этого «новоявленного историка» как «клеветника и фальсификатора», редакция опубликовала его статью как дискуссионную. «Нельзя превращать в предмет дискуссии вопрос о большевизме Ленина», - писал И.В. Сталин, - он является «аксиомой большевизма». «Слуцкий просто клевещет на Ленина, на большевиков», а «клевету нужно заклеймить, а не превращать в предмет дискуссии». Редакция совершила ошибку, допустив дискуссию с «фальсификатором истории нашей партии», - это результат «гнилого либерализма» в отношении троцкизма, продолжал вождь.
Статья заканчивалась так: «Задача редакции состоит, по- моему, в том, чтобы поднять вопросы истории большевизма на должную высоту, поставить дело изучения истории нашей партии на научные, большевистские рельсы и заострить внимание против троцкистских и всяких иных фальсификаторов истории нашей партии, систематически срывая с них маски». И.В. Сталин отмечал, что исключения здесь не составляет и Е.М. Ярославский, «книжки которого по истории ВКП(б), несмотря на их достоинства, содержат ряд ошибок принципиального и исторического характера».
Письмо И.В. Сталина широко обсуждалось на собраниях и в печати. Оно положило начало травле многих большевистских историков, включая Е.М. Ярославского и А.Г. Шляпникова (автора работ «Канун 1917 года» и «1917-й год»), которые, как и многие другие, признали свои ошибки и раскаялись в них.
Ярославский Емельян Михайлович (1878-1943).Настоящие имя и фамилия Губельман Миней Израилевич. Родился в Чите в семье ссыльнопоселенцев. Учился в школе, занимался самообразованием. С 1898 г. участник революционного движения, социал-демократ. Был участником Первой русской революции 1905-1907 гг. В 1907 г. арестован и отправлен на каторгу, затем жил на поселении в Восточной Сибири. После Февральской революции стал членом Якутского комитета общественной безопасности, а с мая 1917 г. - председатель Якутского совета рабочих и солдатских депутатов. С июля 1917 работал в Московской военной организации МК РСДРП(б). В дни Октябрьской революции- член Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Московского Военно-революционного комитета, первый комиссар Кремля. Принимал участие в организации Красной армии. В 1919— 1922 гг.- секретарь Пермского губкома, член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В 1921-1922 гг., а затем с 1939 г.- член ЦК РКП(б) - ВКП(б). Был председателем Всесоюзного общества старых большевиков (с 1931 г.) и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. С 1925 г. - председатель Союза безбожников (с 1929 г. - Союза воинствующих безбожников). Один из идеологов проведения антирелигиозной кампании в СССР. В 1923 - 1934 гг. - член Президиума и секретарь ЦКК ВКП(б). В 1930-е гг. - член редколлегии газеты «Правда», журналов «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактор «Исторического журнала». С 1939 г. заведовал кафедрой истории ВКП (б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП (б). Один из близких помощников И.В. Сталина. С 1939 г. - Академик АН СССР. Лауреат Сталинской премии (1943).
Основные труды: Агитационно-пропагандистская работа РКП. - М., 1923; На антирелигиозном фронте. - М., 1924; Краткие очерки по истории ВКП(б). - Ч. 1, 2. М., 1926 - 1928; Краткая история ВКП(б). - М., 1930; История ВКП(б). - М., 1933. - Ч. 1-2; Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М., 1937; Очерки по истории ВКП(б). - М., 1937, Ч. 1; Библия для верующих и неверующих. - М., 1938. 10-е изд.; Анархизм в России. - М., 1939; Борьба славянских народов против германского фашизма. - М., 1941; Двадцать пять лет советской власти. - М., 1941; Биография В.И. Ленина. - М., 1942; О религии. - М., 1958.
Письмо И.В. Сталина в журнал «Пролетарская революция» «О некоторых вопросах истории большевизма» оказало негативное влияние на развитие исторической науки. Оно положило конец дискуссиям, особенно при изучении вопросов истории большевистской партии, и определило пренебрежительное отношение к источнику при изучении советского периода. Следовательно, что на изучение отечественной истории XX в. негативно влиял культ личности И.В. Сталина.
На развитие исторической науки оказали влияние и репрессии, охватившие страну в середине 1930-х гг. В ходе репрессий, прежде всего, пострадали историки-марксисты, проявившие себя в 1920-е гг. В большинстве своем они одновременно были и партийными работниками, участниками Октябрьской революции и Гражданской войны. Историков «старой» дореволюционной науки репрессии практически не коснулись.
Жертвами террора стали крупные ученые: создатель и первый руководитель Института К. Маркса и Ф. Энгельса Д.Б. Рязанов, автор работ о Н.Г. Чернышевском и М.А. Бакунине Ю.М. Стеклов, директор историко-партийного Института красной профессуры В.Г. Кнорин, директор Института истории АН СССР, ответственный редактор журнала «Историк-марксист», специалист по Великой французской революции академик Н.М. Лукин, директор библиотеки имени В.И. Ленина В.И. Невский, первый декан исторического факультета МГУ Г.С. Фридлянд, президент Академии наук Белоруссии П.О. Горин, член-корр. Академии наук Белоруссии С.А. Пионтковский, бывший директор Историко-археографического института АН СССР, член-корр. АН СССР С.Г. Томсинский, директор Института истории партии Ленинградского обкома ВКП(б) О.А. Лидак, научный сотрудник Института истории АН СССР Н.Н. Ванаг и многие другие. В ходе репрессий были уничтожены многие из тех, кто начинал разработку новой советской историографии.
Таким образом, в 1930-е гг. в СССР установилась жесткая единственно господствовавшая линия в идеологии и теории марксизма, санкционированная партийно-государственными органами. Дальнейшие попытки методологических поисков были обречены на провал.
2.3. Реорганизация научных исторических центров и преподавания истории в школах и вузгг в 1930-е гг.
В конце 1920 - начале 1930-х гг. в стране была проведена реорганизация научных учреждений. Она проводилась, прежде всего, путем укрупнения ведущих научных центров. Так, в 1929-1930 гг. была проведена реорганизация, в ходе которой в состав Коммунистической академии были включены институты РАНИОН. Была создана и новая структура Комакадемии, в составе которой действовал Институт истории.
Коммунистические университеты, сыгравшие большую роль в подготовке советских и партийных работников и пропагандистов, в 1932 г. были реорганизованы высшие коммунистические сельскохозяйственные школы. В 1935 г. была создана Высшая школа пропагандистов при ЦК ВКП(б) (с 1939 г. - Высшая партийная школа) и школы пропагандистов в республиканских, краевых и областных центрах.
В 1931г. Институт В.И. Ленина был объединен с Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса, в результате чего был создан Институт Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ) при ЦК ВКП(б). Он занимался разработкой вопросов марксизма-ленинизма и истории коммунистической партии, став к середине 1930-х гг. ведущим центром по сбору документов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, изданию их трудов, составлению биографий, пропаганде идей марксизма-ленинизма. К 1940 г. в основном было завершено первое издание собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Два последних тома из-за начавшейся войны удалось выпустить только в 1946-1947 гг.
В 1930 г. вместо единого Института красной профессуры на базе его отделений были образованы самостоятельные Институты красной профессуры, в том числе исторический и историко-партийный.
В 1930 г. в Москве был учрежден Институт архивоведения (с 1932 г. - Историко-архивный институт), готовивший историко-архивные кадры.
В 1931 г. в ходе реорганизации гуманитарных факультетов университетов в Москве и Ленинграде были созданы гуманитарные вузы - Институты философии, литературы, истории - МИФЛИ и ЛИФЛИ.
В 1937 г. Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК) вошла в систему Академии наук СССР, называвшаяся теперь Институтом истории материальной культуры АН СССР.
В 1930-е гг. значительные изменения произошли в преподавании истории в школах и вузах. К этому времени в процессе преподавания истории преобладал бригадно-лабораторный метод, т. е. практически отсутствовали лекции, кроме того, отсутствовали систематические курсы по истории, исходя из чего изучались отдельные темы и не было общих представлений по курсу всеобщей и отечественной истории.
В начале 1934 г. были проведены совещания ученых и преподавателей истории, которые высказались за реорганизацию преподавания истории в школах и улучшение подготовки кадров преподавателей. 16 мая 1934 г. было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В нем указывалось, что преподавание истории в школах поставлено неудовлетворительно, изучаются социологические схемы, а не гражданская история, необходимо изучать факты и даты в хронологической последовательности. После этого было решено подготовить новые учебники по истории.
Новый этап в развитии исторического образования начался с постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) об открытии с 1 сентября 1934 г. университетских факультетов в Московском и Ленинградском университетах, преобразованных из Институтов философии, литературы и истории - МИФЛИ и ЛИФЛИ. Позже факультеты истории были открыты и в других университетах страны.
В это же время были созданы и исторические факультеты в педагогических институтах (например, в Московском государственном педагогическом институте, Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена). Были вновь возвращены вступительные и переводные экзамены, защиты дипломных работ, чтение систематических курсов по специальности. Основной формой учебных занятий стали лекции и семинары. Тем самым было восстановлено традиционное историческое образование.
Восстановление исторического образования способствовало возвращению в университеты многих видных ученых с дореволюционным опытом работы: Е.А. Косминского, С.Д. Сказкина, М.Н. Тихомирова, А.В. Арциховского, B.C. Сергеева, С.В. Бахрушина, Б.Д. Грекова, Е.В. Тарле и др.
Одной из острых проблем в ходе реорганизации преподавания истории в середине 1930-х гг. стала проблема учебников. Были подобраны авторские коллективы для написания учебников по истории для средней школы. В состав авторского коллектива учебника истории СССР вошли: Н.Н. Ванаг (руководитель), Б.Д. Греков, А.М. Панкратова, С.А. Пионтковский.
К концу лета 1934 г. был составлен конспект учебника по истории СССР для 8-9 класса средней школы, подготовленный группой Н.Н. Ванага. В августе 1934 г. А.А. Жданов, С.М. Киров и И.В. Сталин высказали замечания по поводу этого конспекта. Главные недостатки учебника по истории СССР, предложенного группой Н.Н. Ванага, по их мнению, были следующие: это конспект русской истории, а не истории народов СССР; не подчеркнута «аннексионистско-колонизаторская роль русского царизма вкупе с русской буржуазией и помещиками»; не подчеркнута контрреволюционная роль русского царизма во внешней политике со времен Екатерины II до 1850-х гг.; не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России; много затасканных определений типа «полицейский террор Николая I», «разинщина», «пугачевщина»; учебник не отражает роли и влияния западноевропейских буржуазно-демократических и социалистических движений на формирование буржуазного революционного и пролетарско-социалистического движений в России; не учтены корни Первой мировой войны и роль царизма в этой войне как резерва для западно-европейских держав, не учтена зависимая роль русского царизма и капитализма от капитала западно-европейского; не учтено наличие общеевропейского политического кризиса перед мировой вой- таризма; не учтена борьба течений в правящей коммунистической партии СССР и борьба с троцкизмом как «с проявлением мелкобуржуазной контрреволюции» и др.
Работа над учебником затянулась. Поэтому 26 января 1936 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли новое постановление «Об учебниках истории». Была создана комиссия под председательством А.А. Жданова, получившая право организовать группы по пересмотру уже подготовленных учебников.
Шла работа и над вузовскими учебниками, в ходе которой историков призывали отказаться от «ошибочных установок» М.Н. Покровского, характерных для историографии 1920-х гг. Прежде всего, необходимо было преодолеть нигилистическое отношение к дореволюционному прошлому, осветить вопросы героического прошлого нашей страны и военные победы, обратиться к истории русской культуры.
В результате проделанной работы в 1937 г. был подготовлен учебник по истории СССР для 3 и 4-х классов начальной школы. Первая премия не была присуждена, а вторую получил «Краткий курс истории СССР» под редакцией А.В. Шестакова, ставший более чем на полтора десятилетия учебником для начальных классов. В 1940 г. был издан учебник по истории СССР для средней школы (8- 10 классов) под редакцией А.М. Панкратовой.
Одновременно шла работа и по подготовке учебников по истории СССР для исторических факультетов университетов. В 1939 г. вышла «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века» под редакцией В.И. Лебедева, Б.Д. Грекова, С.В. Бахрушина. Вторая часть, посвященная XIX в., вышла в 1940 г. под редакцией М.В. Нечкиной. История СССР XX в. не была закончена до Великой Отечественной войны.
До середины 1930-х гг. в СССР существовали две группы учреждений: Коммунистическая академия и Академия наук СССР. Но к середине 1930-х гг. марксистская методология достаточно прочно укрепилась и в системе Академии наук, бывшей когда-то оплотом немарксистской исторической науки. Поэтому в 1936 г. было принято решение о реорганизации Комакадемии и передаче ее учреждений Академии наук СССР. На основании этого решения был создан Институт истории АН СССР.
Институт возник в составе шести секторов: истории СССР, всемирной истории, истории древнего мира, средних веков, нового времени, вспомогательных исторических дисциплин. В 1938 г. был создан сектор истории СССР XX в. В составе Института учреждалась аспирантура. Первым директором Института истории стал известный советский историк, специалист по истории Франции Н.М. Лукин. В 1937 г. его сменил Б.Д. Греков. В 1936 г. было создано Ленинградское отделение института. Периодическим органом Института истории АН СССР стал журнал «Историк-марксист» (существовал до 1941 г). Кроме того, с 1936 г. Институт издавал непериодический сборник «Исторический архив», а с 1937 г. - «Исторические записки».
Лукин Николай Михайлович (1885-1940).Псевдоним - Н. Антонов. Родился в Кусково Московской губернии (ныне - г. Москва) в семье учителя начальной школы. С 1904 г. - член РСДРП, большевик. Участвовал в революционном движении. В 1909 г. закончил Московский университет. С 1915 г. преподавал в Московском университете. После Февральской революции 1917 г. был членом редколлегии большевистской газеты «Социал-демократ». С апреля 1919 г. - действительный член Социалистической (Коммунистической) академии. С 1918 г. возобновил преподавательскую деятельность на факультете общественных наук МГУ, в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, в Институте красной профессуры, Институте истории РАНИОН. Один из основателей «Общества историков-марксистов». С 1929 г. - академик АН СССР. В 1932-1936 гг. - директор Института истории Комакадемии, а в 1936-1937 гг. - директор Института истории АН СССР. С 1934 г. - заведующий кафедрой новой истории МГУ. В 1930-е гг. - главный редактор журнала «Историк-марксист». В 1938 г. арестован, умер в тюрьме. Реабилитирован в 1957 г.
Основные труды: Новейшая история Западной Европы: учеб. для вузов и губсовпартшкол. - М., 1923; Очерки по новейшей истории Германии. 1890- 1914. - М.; Л., 1925; Максимилиан Робеспьер. Очерк из истории Великой Французской революции. 2-е изд. - М.; Л., 1924; Парижская Коммуна 1871 г. - М., 1926. 3-е изд.; Избр. тр.: в 3 т. - М., 1960-1963.
В январе 1938 г. в ходе реорганизации вузовской системы в стране были расформированы и Институты красной профессуры.
Таким образом, в результате организационной перестройки в 1930-е гг. сложилась система исторических научно- исследовательских учреждений и центров подготовки кадров, существовавшая с небольшими изменениями на протяжении всего последующего периода.