Основная проблематика исторических исследований в 1920-е гг. Дискуссии 1920-х годов
В 1920-е гг. прекратилась разработка многих проблем, характерных для дореволюционной исторической науки: история Русской православной церкви, история царской династии, история предпринимательства и купечества. Главными факторами исторического развития в рамках марксистской доктрины считались экономика и классовая борьба, поэтому главное внимание в 1920-е гг. (как и в другие периоды существования советской историографии) уделялось изучению именно этих вопросов. Интерес у историков- марксистов вызывала прежде всего современная история - история первой четверти XX в.
Большое внимание в 1920-е гг. уделялось критике немарксистских и небольшевистских взглядов, буржуазной методологии, работ историков «старой школы». Этому, например, был посвящен историографический семинар М.Н. Покровского в Институте красной профессуры. Сам историк сделал многое для «разоблачения» буржуазной историографии. Он всегда с недоверием относился к представителям старой немарксистской науки.
Как уже отмечалось, М.Н. Покровский исходил из того, что всякое историческое произведение необходимо рассматривать сквозь призму классовых интересов того или иного автора. Эту же цель преследовал и его историографический семинар. Целью семинара было показать того или иного историка как представителя определенного класса. Итогом работы семинара стал выпуск сборника «Русская историческая литература в классовом освещении» в двух томах в 1927-1930 гг. В него вошли статьи Н.Л. Рубинштейна, П.П. Соловьева, З.Б. Лозинского, А.Л. Сидорова, Г.В. Ладохи, М.А. Рубача, О.А. Лидака, А.Г. Петровой, М.В. Нечкиной. Славянофилы, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, А.П. Щапов, П.Л. Лавров,
B. О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.А. Рожков рассматривались в сборнике как яркие представители своих эпох. Так, О.А. Лидак писал о П.Н. Милюкове: «Не его вина, а скорее беда в том, что буржуазия потерпела такой позорный крах. Несмотря на все неудачи, он и по сей день продолжает талантливо защищать интересы буржуазного общества». В то же время автор видел в П.Н. Милюкове как в историке революции «сознательного фальсификатора» и «гнусного клеветника». Уделяя большое внимание изложению этих теорий и показывая их «неправильность», участники семинара в то же время отмечали вклад изучаемых историков в развитие исторической науки своего времени.
Как уже отмечалось, в 1920-е гг. большое внимание уделялось изучению социально-экономического развития. Это проявилось в увлечении теорией торгового капитала, обращении к аграрной истории. Аграрная история изучалась, например, в семинарах П.И. Ля- щенко по истории народного хозяйства России конца XIX - начала XX в. в Институте красной профессуры. Результатом этой работы стал выход большого количества публикаций, например, Н.С. Гордеева («Сельское хозяйство в войне и революции», 1925),
С.М.Дубровского («Очерки русской революции. Вып. 1. Сельское хозяйство», 1923; «Столыпинская реформа. Капитализация сельского хозяйства в XX в.», 1925); А.В. Шестакова («Капитализация сельского хозяйства (от реформы 1861 г. до войны 1914 г.)», 1924) и др. Авторы доказывали, что в сельском хозяйстве России после реформы 1861 г. развивались капиталистические отношения.
Огромное внимание, уделяемое социально-экономическим предпосылкам революции, стремление доказать зрелость России для осуществления социалистических преобразований привело к изучению вопросов о характере и особенностях российского империализма. Этому была посвящена дискуссия о финансовом капитале. Главной целью участников дискуссии было доказать, что социалистическая революция в России является закономерной. Для этого необходимо было доказать, что к началу XX в. Россия вступила в стадию империализма, так как это, по мнению В.И. Ленина, последняя стадия развития капитализма и канун социалистической революции.
В ходе дискуссии о финансовом капитале сложилось два направления: «денационализаторы» (Н.Н. Ванаг, М.Б. Гольман, С.Л. Ронин, Л.Н. Крицман) и «национализаторы» (Е.Л. Грановский, А.Л. Сидоров). Первые из них, признавая существование в России системы финансового капитала, ведущую роль в его формировании отводили иностранному капиталу. В том, что российский империализм создавался на деньги европейских банков, они не видели ничего предосудительного. М.Б. Гольман и Л.Н. Крицман, например, отмечали, что в конце XIX - начале XX в. происходило не создание системы русского финансового капитала, а расширение сферы эксплуатации иностранного, что Россия находилась в полуколониальной зависимости.
«Национализаторы» выступали против идеи о несамостоятельном происхождении финансового капитала в России. Приток иностранных капиталов они рассматривали не как единственный фактор, определявший характер экономического развития страны, а как специфическую черту России.
В целом оба направления дополняли друг друга: «национализаторы» изучали внутренние процессы, «денационализаторы» - внешние факторы развития финансового капитала. В конце 1920-х- начале 1930-х гг. обсуждение этих вопросов продолжилось, и течение «денационализаторов» было разгромлено.
Одним из наиболее популярных направлений после прихода большевиков к власти, естественно, стало изучение классовой борьбы и революций. Например, довольно много работ было посвящено истории Первой русской революции 1905-1907 гг. Значительная их часть вышла из семинара М.Н. Покровского в Институте красной профессуры. Семинар по своей тематике был очень широким. В нем разбирались вопросы развития промышленности и рабочего движения начала XX века, октябрьская стачка, декабрьское вооруженное восстание, Советы в революции, позиции РСДРП и буржуазных партий, деятельность I и ll-й Государственных Дум и др.
Из семинара М.Н. Покровского вышли следующие работы:С.С. Айнзафт «Зубатовщина и гапоновщина» (1922); В.Н. Астров «Экономисты, предтечи меньшевиков. («Экономизм» и рабочее движение в России на пороге XX в.)» (1923); П.О. Горин «Очерки по истории Советов рабочих депутатов в 1905 г.» (1925); Е.П. Криво- шеина «Советы рабочих депутатов в революции 1905 года» (1926); А.М. Панкратова «Фабзавкомы России в борьбе за социалистическую фабрику» (1923); А.Н. Слепков «Классовые противоречия в 1-й Государственной Думе» (1923); А.Н. Слепков «Революция 1905- 1907 гг.» (1925); С.Г. Томсинский «Борьба классов и партий в 1 Государственной Думе» (1924); С.Г. Томсинский «Борьба классов и партий во Второй Государственной Думе» (1924); А.В. Шестаков «Октябрьская стачка 1905 г.» (1925) и др. Многие из работ были изданы к 20-летнему юбилею революции. Все они были новаторскими, написанными на основе большого количества источников, так как большинство из этих вопросов освещались в историографии впервые. Помимо исследовательской литературы, к юбилею революции были изданы и источники, например, пятитомник «1905. Материалы и документы» (1925-1928).
Разрабатывая вопросы классовой борьбы, историки 1920-х гг. обращались и к изучению крестьянских движений XVII—XVIII вв. Это было связано с необходимостью доказать (в противовес буржуазным теориям), что крестьянство является революционным, а не реакционным классом, обосновать возможность его союза с пролетариатом. Из работ, изданных в 1920-е гг., можно назвать работы С.М. Дубровского «Крестьянские войны в России XVII— XVIII вв.» (1925); Г.Е. Меерсона «Ранняя буржуазная революция в России (пугачевщина)» (1925); Г.В. Ладохи «Разинщина и пугачевщина» (1928) и др. В 1925 г. в стране отмечалось 150-летие восстания Е. Пугачева. Помимо исследовательской литературы был издан и трехтомник «Пугачевщина» (1926-1931), в котором впервые были опубликованы манифесты и указы Е. Пугачева.
На трактовку крестьянских войн в 1920-е гг. большое влияние оказали взгляды М.Н. Покровского. Восстание С. Разина он считал «казацко-крестьянской революцией», направленной против «гнета торгового капитала». «Пугачевщину» он сначала называл «настоящей буржуазной революцией эпохи торгового капитала», через год утверждая, что это была не революция, а крестьянское восстание. Вслед за ним историки-марксисты доказывали прогрессивность крестьянских выступлений, обусловленность их социально- экономическими причинами, усилением эксплуатации. Практически все авторы, обратившиеся к теме крестьянских войн, использовали термины «война», «революция», «восстание» как синонимы. Показывая антикрепостническую и антифеодальную направленность этих движений, они доказывали, что эти выступления были прогрессивными, т. е. стремились вперед, а не назад (к дофеодальным отношениям). Это часто приводило историков к выводам об их буржуазном характере. Так, например, Г.Е. Меерсон считал движение под предводительством Е. Пугачева «ранней буржуазной революцией», направленной на защиту свободных крестьянских хозяйств фермерского типа.
И, конечно же, огромное внимание в работах историков 1920-х гг. уделялось революционным событиях в России в 1917 г. Послереволюционное время требовало осмысления, прежде всего, событий XX в., основным из которых, по мнению большевиков, была Октябрьская революция. Ее изучению должно было быть уделено наибольшее внимание. Особенно активно разработка этих вопросов велась в связи с подготовкой к десятилетию революции.
Так, в 1920-е гг. в Институте красной профессуры работал семинар по Октябрьской революции, которым руководил М.Н. Покровский. По тематике он был достаточно широким. Он охватывал события Первой мировой войны, Февральской революции, весны - осени 1917 г. Большое внимание уделялось обоснованию закономерности Октябрьской революции. Поэтому много тем было посвящено ее предпосылкам: социально-экономическому и политическому развитию, рабочему и крестьянскому движениям. В семинаре работали А.Л. Сидоров, Д.А. Баевский, Г.В. Ладоха, О.А. Лидак, М.А. Рубач, Н.Л. Рубинштейн, К.Ф. Сидоров, Э.Б. Генкина, М.С. Югов и др. Результатом работы семинара стал выход в 1927 г. «Очерков по истории Октябрьской революции» в двух томах. Они были написаны на основе большого количества архивных материалов, большинство из которых использовались впервые.
Экономическая и политическая история России начала XX в. рассматривалась историками-марксистами «в развитии», логическим завершением которого являлась социалистическая революция. Анализируя события февраля 1917 года, «корниловщины», «керенщины» и др., авторы пытались показать, что удачным может быть только переворот, опирающийся на революционные массы. Событиям 1917 г. было посвящено значительное количество работ. Это работы: И.И. Литвинова «Экономические предпосылки Октябрьской революции», Д.Я. Кина «Война и февральская революция» (1924), Е.П. Кривошеиной «Февральская революция» (1926), О.А. Лидака «Июльские события 1917 г.» (1927), З.Л. Серебрянского «От керенщины к пролетарской диктатуре. Очерки по истории 1917 г.» (1928), С.А. Пионтковского «Октябрьская революция в России. Ее предпосылки и ход» (1923), А.В. Шестакова «Большевики и крестьянство в революции 1917 года» (1927) и др.
События 1917 г. историки-большевики освещали с позиции своей партии, пытаясь обосновать правильность ее тактики и программы, критикуя политику всех остальных партий как соглашательскую и реакционную.
Большое внимание было уделено изданию источников по истории этого периода. Так, в 1924-1927 гг. был издан семитомник «Падение царского режима» под редакцией П.Е. Щеголева, в котором содержались показания царских министров Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. К десятилетию Октябрьской революции Центрархив подготовил серию «1917 год в документах и материалах».
Если февральская революция рассматривалась как первый этап Октябрьской, то Гражданская война освещалась как ее продолжение. В 1920-е гг. было написано много работ, посвященных Гражданской войне. Прежде всего, можно выделить работы А.И. Анишева «Очерки истории гражданской войны. 1917-1920» (1925), Н.Е. Какурина «Как сражалась революция» (т. 1-2, 1925 - 1926) и С.И. Гусева «Уроки Гражданской войны» (1921). Работа С.И. Гусева, например, стала первой прпыткой в советской литературе оценить в целом ход Гражданской войны, осмыслить её в социально-политическом аспекте. В работе Н.Е. Какурина были подробно описаны боевые действия.
Кроме указанных авторов, Гражданской войне в России были посвящены работы Г.В. Ладохи «Очерки гражданской борьбы на Кубани» (1923), А.И. Гуковского «Французская интервенция на юге России 1918-1919 гг.» (1928), Е.Я. Драбкиной «Грузинская контрреволюция» (1928), Д.Я. Кина «Деникинщина», М.И. Кубанина «Махновщина» и др. Они были написаны на основе архивных материалов. В этих работах большое внимание уделялось изложению событий войны. Историки, прежде всего, стремились описать, воспроизвести картину событий, а потом уже их осмыслить. Конечно же, все работы были написаны с позиции большевиков.
В 1920-е гг. историки-марксисты приступили также к изучению революционного движения и революционных идей XIX в. В своих работах они стремились показать их прогрессивность. При этом политическим партиям XX в. часто пытались найти предшественников в XIX в. Так, М.Н. Покровский уже в народничестве 1860-х гг. видел «большевистское и меньшевистское крыло». Н.Г. Чернышевского он считал родоначальником аграрной программы большевиков и меньшевистской тактики.
Рассматривая революционные движения XIX в., историки- марксисты часто спорили по поводу их значимости. В связи с этим некоторые из них часто отрицали вклад этих движений, показывая их несовершенство. Так, например, в 1920 г., в год 50-летия со дня смерти А.И. Герцена, было издано много статей и брошюр о нем. Но не все авторы придерживались ленинских оценок А.И. Герцена как дворянского революционера. Так, например, В.М. Фриче не считал его революционером.
В 1925 г. широко отмечалось 100-летие восстания декабристов. К юбилею было опубликовано более 1300 различных работ, в том числе одна из первых работ М.В. Нечкиной «Общество соединенных славян» (1927). Накануне юбилея М.С. Ольминский выступил против его празднования, оценивая восстание декабристов как помещичий заговор. Хотя в целом в 1920-е гг. в марксистской историографии утвердилась отношение к декабристам как к первому революционному движению в России.
В 1928 г. широко отмечалось 100-летие со дня рождения Н.Г. Чернышевского. Были изданы его избранные произведения и дневники. Особую роль в исследовании творчества и жизни Н.Г. Чернышевского сыграл Ю.М. Стеклов - автор двухтомника «Чернышевский. Его жизнь и деятельность». Он заявлял, что Н.Г. Чернышевский задолго до В.И. Ленина начал пропаганду в России коммунистических идей. Эта книга вызвала дискуссию в обществе историков-марксистов. В ходе дискуссии большинство участников поддерживало ленинскую точку зрения на Н.Г. Чернышевского как революционера, идеолога крестьянской революции. Именно эта точка зрения была признана единственно верной.
В 1929 г. в связи с 50-летием организации «Народная воля» началась одна из крупных исторических дискуссий этого периода, посвященная народовольцам. Одни участники дискуссии видели в «Народной воле» непосредственную предшественницу большевиков (И.А. Теодорович, С.И. Мицкевич), другие рассматривали ее как организацию, в которой зародились идеи буржуазного либерализма (М.Н. Покровский, В.И. Невский). В январе-феврале 1930 г. большинство участников дискуссии выступали уже с критикой обоих направлений.
Особенно жесткой критике в ходе дискуссии были подвергнуты взгляды И.А. Теодоровича, который находил в программных положениях «Народной воли» идеи, близкие к ленинским. Проводимая в начале 1930-х гг. аналогия между научными взглядами и современной политикой, привела к тому, что И.А. Теодорович был объявлен проводником идей «правого уклона». Это указывалось и в тезисах «К 50-летию “Народной воли”», принятых в 1930 г. Кульпропом ЦК ВКП(б), которые положили конец дискуссии, подвергнув критике оба направления. Правильной была признана оценка «Народной воли» как революционно-демократического движения.
Большое внимание в послереволюционный период было уделено публикации документов и материалов по истории революционного движения. Были изданы воспоминания о народническом движении, о рабочем движении, сочинения А.Н. Радищева, А.И. Герцена, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и др.
Во второй половине 1920-х гг. в стране развернулась дискуссия об общественно-экономических формациях. Рассматривая периодизацию всемирной и русской истории, ее участники затронули вопросы об «азиатском» способе производства, торговом капитале, феодализме и крепостничестве.
Начало дискуссии положило обсуждение книги историка старой, дореволюционной науки, крупнейшего русского медиевиста Д.М. Петрушевского «Очерки из экономической истории средневековой Европы», изданной в 1928 г. В ней автор высказал свои взгляды на феодализм как на определенную форму государственного устройства и управления, организуемую центральной государственной властью, которая опирается на систему соподчиненных сословий. Он считал неправильным связывать феодализм с социально-экономическими процессами. Под капитализмом Д.М. Петру- шевский понимал не общественно-экономическую формацию, как считали марксисты, а экономическую категорию, которая наблюдается в разные эпохи - и в римской истории, и в средние века. Обсуждение книги в социологической секции общества историков- марксистов состоялось весной 1928 г. Д.М. Петрушевского критиковали за применяемые им методы исторического исследования, отрицание существования общественно-экономических формаций, за «неправильную» трактовку феодализма и капитализма.
Петрушевский Дмитрий Моисеевич (1863-1942).Родился в селе Кобри- ново Звенигородского уезда Киевской губернии в семье приходского священника. Учился у И.В. Лучицкого на историко-филологическом факультете Киевского университета, который закончил в 1886 г., после чего был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В 1888 г. был откомандирован в Московский университет, где слушал лекции и посещал семинары П.Г. Виноградова и других московских профессоров. Дважды ездил в продолжительные командировки в Англию для работы в архивах. В 1897 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1902 г - докторскую диссертацию, посвященные восстанию Уота Тайлера. Преподавал в Москве, Варшаве, Петербурге. С 1906 г. - профессор Московского университета. Покинул университет в 1911 г. в знак протеста против реакционной политики министра народного просвещения Л.А. Кассо. Вернулся в университет в 1917 г. В 1920-е гг. - директор Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). С 1924 г. - член-корр., с 1929 г. г- академик Академии наук СССР. Большую часть своей научной жизни посвятил исследованию социально-экономической истории Англии в Средние века.
Основные труды:Рабочее законодательство Эдуарда III.Опыт исторического исследования. - Киев, 1889; Общество и государство у Гомера: опыт исторической характеристики. 2-е изд. - М., 1913; Очерки по истории
средневекового общества и государства. - М., 1907 (5-е изд. - 1922); Восстание Уота Тайлера Ч. 1-2, СПб.; М., 1897-1901, (4-е изд. - 1937), Очерки из истории английского государства и общества в средние века - М., 1903 (4-е изд. - 1937); Великая Хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. - М., 1915; Феодализм и натуральное хозяйство: Критический этюд. - Пг., 1917; Очерки из экономической истории средневековой Европы. - М.; Л., 1928.
Выделение, помимо капитализма промышленного, торгового капитализма как капитализма средневекового, связанного не с производством, а с обменом, было характерным для исторической науки 1920-х гг. Теория торгового капитала была очень популярна в советской историографии, но в середине 1920-х гг. отдельные ее положения начинают вызывать сомнения, и, прежде всего, у учеников М.Н. Покровского. А.Н. Слепков, Г.П. Марецкий, С.Г. Томсинский выступили в печати против чрезмерного преувеличения в российской истории роли торгового капитала.
Кроме того, в ходе дискуссии об общественно-экономических формациях был затронут и вопрос о возможности выделения особого, отличного от феодального и рабовладельческого, «азиатского» способа производства. Наиболее активным сторонником этой теории был Л.И. Мадьяр. Основными чертами «азиатского» способа производства он считал: отсутствие частной собственности на землю; государство - собственник земли и воды; основной формой экономической эксплуатации является налог (а не оброк и барщина, как при феодализме). Большинство же историков утверждали, что особого «азиатского» способа производства не существует.
Таким образом, развернувшаяся дискуссия, прежде всего, затронула следующие вопросы: о необходимости выделения эпохи торгового капитализма, об особом «азиатском» способе производства, о феодализме и крепостничестве.
В рамках обсуждения этих проблем в 1929 г. вышла книга историка С.М. Дубровского «К вопросу о сущности “азиатского” способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала». Автор предлагал свою схему из десяти основных способов производства и соответствующих им хозяйственных укладов. При этом отдельно азиатский способ производства и эпоху торгового капитала он не выделял, но разделял феодализм и крепостничество как разные способы производства. Обсуждение книги С.М. Дубровского состоялось в апреле 1929 - январе 1930 г. Книга «К вопросу о сущности “азиатского” способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала» была подвергнута жесткой критике. Историка критиковали за выделение десяти формаций (хотя он и подчеркивал в докладе, что говорит только об укладах); за разделение феодализма и крепостничества, социализма и коммунизма, выделение экономики переходного периода.
Дискуссия продолжилась и в начале 1930-х гг. Она способствовала разработке формационного подхода в исторической науке. Все попытки другой периодизации истории были отвергнуты. Крепостничество было признано разновидностью феодального способа производства, идея о существовании особого «азиатского» способа производства признавалась несостоятельной (в 1933 г. он был признан рабовладельческим), а термин «торговый капитализм», признанный неграмотным и ненаучным, постепенно исчезает из литературы.
В послереволюционный период складывается и такое направление в исторической науки, как историко-партийная наука, занимающаяся историей РКП(б) - ВКП(б). Этому способствовала широко развернувшаяся деятельность Истпарта. В 1920-е гг. были вышли работы В.И. Невского, Е.М. Ярославского по истории партии большевиков. Например, в 1926-1930 гг. была издана «История ВКП(б)» под редакцией Е.М. Ярославского в четырех томах.
Невский Владимир Иванович (1876-1937).Настоящее имя и фамилия: Кривобокое Феодосий Иванович. Родился в Ростове-на-Дону в семье купца. Учился в Московском и Петербургском университетах. В 1910 г. окончил Харьковский университет по специальности физическая химия. Активно участвовал в революционном движении с конца XIX в. Профессиональный революционер. Один из организаторов большевистской Военной организации в 1917 г. Участник Октябрьской революции. После революции был заместителем, а затем наркомом путей сообщения (до марта 1919 г.). В 1919 - 1921 гг. - ректор Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. В 1920-е гг. принимал участие в организации и деятельности Истпарта в Петрограде, тогда же стал заниматься исторической наукой профессионально. Был главным редактором журнала «Красная летопись». В 1925-1935 гг. - директор Всесоюзной библиотеки имени В.И. Ленина. Репрессирован в 1935 г., погиб в заключении. Реабилитирован в 1955 г.
Основные труды: Очерки по истории РКП. - Пг., 1923. Т. 1 (2-е изд. - М., 1925); История РКП(б). - М., 1925; Предшественники нашей партии («Северный союз русских рабочих»). - М., 1930; От «Земли и воли» к группе «Освобождение труда». - М., 1930; Рабочее движение в январские дни 1905 г. - М., 1931; Советы и вооруженное восстание в 1905 г. - М., 1932.
Таким образом, 1920-е гг. - довольно значительный период в становлении советской историографии. В этот период в стране возникли марксистские научные центры, была организована подготовка кадров историков-марксистов, на основании источников были написаны первые марксистские исследования, большое внимание уделялось выработке марксистских схем. Так как проводилась тесная связь между идеологией и наукой, над исторической наукой был установлен партийный контроль. В ходе научных дискуссий 1920-х гг. историки стремились определить только одну правильную марксистскую позицию. В то же время в 1920-е гг. в стране продолжала существовать, хоть и в сложных условиях, немарксистская историческая наука.
Глава 2.Советская историческая наука в 1930-е - середине 1950-х гг.