Активные бухгалтерские счета
На активных бухгалтерских счетах ведется учет движения активов предприятия, т.е. наличия, поступления и выбытия хозяйственных средств.
Схема активного счета
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное — остаток (наличие) хозяйственных средств на начало отчетного периода | |
Оборот по дебету — сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение хозяйственных средств, в течение отчетного периода | Оборот по кредиту — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение хозяйственных средств, в течение отчетного периода |
Сальдо конечное — остаток хозяйственных средств на конец отчетного периода |
Активные счета имеют следующие особенности:
- на них отражается наличие и движение хозяйственных средств и имущества предприятия;
- сальдо начальное всегда дебетовое и показывает наличие средств на начало отчетного периода;
- обороты по дебету отражают получение средств;
- обороты по кредиту показывают выбытие средств;
- сальдо конечное всегда дебетовое и показывает остаток средств на конец отчетного периода.
Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:
Ск = Сн + Од - Ок
К основным активным счетам относятся:
01 — «Основные средства»;
04 — «Нематериальные активы»;
10 — «Материалы»;
20 — «Основное производство»;
43 — «Готовая продукция»;
50 — «Касса»;
51 — «Расчетные счета»;
52 — «Валютные счета»;
58 — «Финансовые вложения» (в акции и другие ценные бумаги).
Рассмотрим, как ведется учет на активных счетах, на следующем примере.
Пример 2.1. Ведение учета на активных счетах.
На начало месяца на складе предприятия находились различные материалы на сумму 22000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с движением материалов:
Содержание операции | Сумма, р. |
1 . Получены материалы от учредителей | |
2. Списаны материалы в производство | |
3. Поступили материалы от поставщиков | |
4. Получены материалы безвозмездно | |
5. Возвращены бракованные материалы поставщику | |
6. Продан излишек материалов |
Задание. Оформить активный счет 10 «Материалы», подсчитать обороты по дебету, кредиту и сальдо на конец месяца.
В дебет счета 10 «Материалы» заносим стоимость материалов на начало месяца (Сн). Далее разносим в дебет и кредит операции, связанные с движением материалов. Записываем номер операции и сумму в дебет счета 10, если операция отражает поступление материалов, или в кредит счета, если в операции происходит выбытие материалов. Затем подсчитываем оборот по дебету как сумму всех операций по поступлению материалов и оборот по кредиту как сумму операций, связанных с выбытием материалов. Далее вычисляем сальдо конечное.
Счет 10 «Материалы»
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное — наличие материалов на складе на начало месяца Сн = 22000 | |
Оборот по дебету — получение материалов на склад 1) 10000 3) 42000 4) 7000 | Оборот по кредиту — выбытие материалов со склада 2) 15000 5) 3000 6) 8000 |
Од = 59 000 | Ок = 26000 |
Сальдо конечное — наличие материалов на складе на конец месяца Ск = 22000 + 59000 - 26000 = 55000 |