ИНСТИТУТА ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

Г Л. ИСУРИНА

В основе работы отделения неврозов и психотера­пии Института им. В. М. Бехтерева лежит идея созда­ния психотерапевтического сообщества. Не останав­ливаясь здесь на хорошо известной всем содержатель­ной стороне понятия «психотерапевтическое сообще­ство», кратко опишем основной принцип организа­ции психотерапевтического процесса и жизни пациен­тов в отделении.

При поступлении в отделение пациент включается в состав малой группы, состоящей из 10—12 человек. Каждая группа имеет собственное расписание, кото­рое предполагает участие пациентов в занятиях лечеб­ной физкультурой, трудотерапией и арттерапией, а также определенные обязанности в рамках самоуправ­ления и самообслуживания. (Естественно, что каждый пациент имеет своего лечащего врача, который про-


водит индивидуальную психотерапию, медикаментоз­ное лечение и различные лечебные процедуры.) Один раз в неделю проводится общее собрание всех па­циентов отделения совместно с персоналом. Собрание организует совет больных, который избирается из числа пациентов со сроком действия 1 нед. Предпо­лагается, что за время лечения каждый из пациен­тов является членом совета больных. Функция сове­та больных заключается в организации жизни отде­ления, обеспечении самоуправления и самообслужи­вания, организации различных экскурсий, вечерних программ (праздников, концертов и пр.). На собра­нии совет больных отчитывается о своей работе за неделю, которая затем обсуждается пациентами, при этом обращается внимание на особенности вза­имодействия между собой членов совета (совет состо­ит из 3 человек) и его взаимодействия со всеми па­циентами отделения. На собрании выступают также старосты групп (они также избираются на срок 1 нед и каждый пациент выполняет эту функцию), которые рассказывают о работе группы в течение недели, осо­бенностях взаимоотношений в ней и динамике каждого пациента — члена группы. Здесь также обсуждаются все сложные и конфликтные ситуации, возникшие в от­делении за неделю (например, связанные с нару­шением режима), и различные организационные во­просы. На собрании представляются новые пациенты, а закончившие курс лечения имеют возможность вы­сказать свое мнение о его результатах. Такое собра­ние, кроме совместного решения ряда организацион­ных вопросов, выполняет также важную психотера­певтическую функцию, осуществляя преемственность психотерапевтических норм (это особенно важно, учитывая преимущественно закрытый характер малых групп), развивая самостоятельность и активность пациентов, чувство ответственности, формируя пред­ставления об общности задач пациентов и медицин­ского персонала и значении собственной активной позиции для их решения, повышая их общую пси­хологическую культуру.

Как правило, 3 из 5 групп отделения проходят курс групповой психотерапии. Неполный охват па­циентов этой формой лечения объясняется прежде всего неоднородным составом пациентов: из 60 боль­ных отделения наряду с больными, страдающими неврозами, есть пациенты и с другими нозологиче-


скими формами (остаточные явления нейроинфекции, соматизированные депрессии и др.), для которых групповая психотерапия в полном своем объеме не всегда показана. Для пациентов, включенных в состав собственно психотерапевтических групп, групповая психотерапия является ведущим методом лечения. За­нятия в психотерапевтических группах проводятся ежедневно по I1/2 ч и длятся в течение 2 мес, т. е. в течение всего срока пребывания пациента в стацио­наре, что составляет около 40 занятий. В рамках групповой психотерапии используются групповая дискуссия, разыгрывание ролевых ситуаций, психогим­настика, проективный рисунок и музыкотерапия. Груп­повая дискуссия рассматривается нами как ведущий метод, выполняющий основную психотерапевтическую функцию; разыгрывание ролевых ситуаций, психогим­настика, проективный рисунок и музыкотерапия вы­ступают в качестве вспомогательных техник, реали­зуя преимущественно функцию личностной диагно­стики (хотя такое разграничение во многом является условным). Вспомогательным формам посвящено у нас, как правило, одно занятие в неделю, хотя эле­менты этих техник используются и в процессе груп­повой дискуссии (особенно разыгрывание ролевых ситуаций и психогимнастика). Психотерапевтические занятия в группе проводятся врачами и психолога­ми отделения; арттерапия, трудотерапия и лечебная физкультура находятся в компетенции среднего меди­цинского персонала.

Как уже подчеркивалось, мы рассматриваем груп­повую дискуссию в качестве ведущей формы групповой психотерапии, поскольку именно здесь реализуются основные задачи личностно-ориентированной (рекон­структивной) психотерапии. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, поскольку здесь основным средством взаимодействия является вербальная коммуникация, а в центре анализа на­ходится вербальный материал. Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и не­вербальные является оправданным; оно основано на преобладающем виде коммуникации и характере по­лучаемого материала. Однако при этом следует иметь в виду, что в процессе любого взаимодействия со­держится и невербальный компонент, и зачастую имен­но он привносит чрезвычайно важную информацию о состоянии пациента. Учет и анализ невербального


поведения, невербального взаимодействия в процессе групповой дискуссии, безусловно, позволяет более пол­но раскрыть содержание той или иной коммуникации. Все более усиливающаяся в последнее время тен­денция к использованию различных невербальных приемов в ходе групповой дискуссии, существенно обогащающая методический арсенал психотерапевта, расширяет содержание и улучшает качество обратной связи за счет включения невербального материала. Все это в определенной степени выводит групповую дискуссию из жестких рамок лишь вербального, «раз­говорного» метода. С другой стороны, использование невербальных приемов не исключает необходимость вербального взаимодействия, например вербализации невербального материала, эмоциональных состояний, обмена мнениями о происходящем. В последнее время в связи с развитием психотерапевтических направле­ний, основывающихся прежде всего на непосредствен­ных эмоциональных переживаниях, происходит частич­ное отождествление термина «вербальный» с термина­ми «рациональный», «познавательный» и противо­поставление последних понятиям «невербальный», «эмоциональный», «опытный» (в смысле непосред­ственного переживания). Представляется, что раз­граничение вербальных и невербальных методов груп­повой психотерапии является в значительной степени условным и имеет право на существование лишь с точки зрения преобладающего типа исходных ком­муникаций; что же касается соотношений «интеллек­туального осознания» и «эмоционального пережи­вания», «рационального» и «эмоционального», то оно определяется прежде всего теоретической ориента­цией. Основные задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, разрабатываемой в Институте им. В. М. Бехтерева, заключаются в пе­рестройке системы отношений пациента, коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных сте­реотипов; очевидно, что их достижение требует обра­щения и к когнитивным, и к эмоциональным про­цессам, осуществления как познавательной, так и эмоциональной коррекции. Поэтому, с нашей точки зрения, вербальный метод не предполагает направ­ленность только на осознание, точно так же как невер­бальный — лишь на непосредственное эмоциональное переживание.

При описании групповой дискуссии обычно выде-


ляют три основные ее ориентации: биографическую, тематическую и интеракционную, причем в различных направлениях групповой психотерапии они имеют различный удельный вес, хотя наиболее характерным все же является выделение интеракционной ориента­ции в качестве ведущей. Мы полностью разделяем эту точку зрения, поскольку именно интеракционная направленность и определяет специфику групповой психотерапии, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи. Однако нам пред­ставляется, что игнорирование биографической ориен­тации (а тенденция к этому существует) в значи­тельной степени ограничивает лечебный потенциал групповой психотерапии. Содержание обратной связи становится для пациента более достоверным, если он имеет возможность соотнести эту информацию с прошлым жизненным опытом; процесс осознания облегчается, если непосредственное эмоциональное переживание и новая информация могут быть допол­нены анализом собственных переживаний, собственно­го поведения, характерных отношений и установок в реальной жизни. При этом следует отметить, что наи­более конструктивным представляется не изолирован­ное обсуждение биографии пациента (иногда в группе складывается норма, согласно которой все пациенты по очереди и по определенному плану рассказывают о себе), а спонтанное обращение к биографическому материалу на основании анализа группового взаимо­действия.

Нами уже неоднократно отмечалось [Карвасар-ский Б. Д., Мурзенко В. А. и др., 1980, и др.], что содержание групповой дискуссии не планируется пси­хотерапевтом заранее, а определяется главным обра­зом актуальной ситуацией в группе. Тем не менее на основании опыта нашей работы можно выделить опорные точки групповой дискуссии, которые связаны преимущественно с фазами развития группы. По­скольку подробное описание фаз развития психоте­рапевтической группы дано в главе 4, то здесь целе­сообразно лишь назвать основные содержательные моменты групповой дискуссии: 1) знакомство членов группы; 2) обсуждение ожиданий пациентов, их опасений и страхов; 3) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласо­ванием между ожиданиями пациентов и групповой


реальностью; 4) нарастание сопротивления и агрес­сии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом; 5) вскрытие истинных чувств к психотерапевту, их переработка, выработка групповых норм в отношении психотерапевта; 6) вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью;

7) формирование адекватного отношения к болезни и
лечению, активной мотивации к участию в работе
группы, психотерапевтических групповых норм;

8) доминирование интеракционной проблематики, ана­
лиз групповой динамики с выходом на проблематику
отдельных пациентов — собственно «рабочая фаза»
групповой психотерапии, в ходе которой решаются
ее основные задачи: коррекция отношений, неадекват­
ных эмоциональных реакций и форм поведения, за­
крепление и генерализация достижений; 9) обсуж­
дение результатов лечения, подведение итогов. Бе­
зусловно, это лишь приближенная схема, не отражаю­
щая всей сложности группового процесса. Очевидно,
что анализ группового взаимодействия, вскрытие пе­
реживаний пациентов занимают значительное место с
самого начала работы психотерапевтической группы.
Внутриличностная проблематика конкретных пациен­
тов может стать актуальной и на первых занятиях,
однако здесь следует отметить, что преждевремен­
ная фиксация на проблемах отдельного пациента
до формирования терапевтических групповых норм, до
создания атмосферы взаимного принятия, теплоты,
эмоциональной заинтересованности, как правило,
оказывается неконструктивной и отражает чаще
всего защитный характер поведения большинства
пациентов, сопротивление и различные «нетерапев­
тические» процессы в группе (например, наличие
подгрупп или «козла отпущения»). Содержательное
описание собственно «рабочей» фазы групповой пси­
хотерапии, по-видимому, в общем виде является не­
разрешимой задачей и может быть осуществлено
лишь на основании анализа стенограмм (или, лучше,
видеозаписи) всего психотерапевтического процесса в
конкретной группе.

Средства воздействия, используемые психотерапев­том в ходе групповой дискуссии, были описаны в наших работах ранее [Мурзенко В. А., 1975; Исури-на Г. Л., 1984, и др.]. Кратко возвращаясь к этому, можно сказать об их условном разделении на вер-


I


бальные и невербальные. К вербальным можно отне­сти: 1) структурирование хода занятий; 2) сбор информации; 3) интерпретацию; 4) убеждение и переубеждение; 5) предоставление информации; 6) постановка определенных заданий. Необходимо подчеркнуть, что в каждом из типов активности пси­хотерапевта речь идет не столько о его собственной активности, но главным образом о стимулировании членов группы к определенным ее видам. Как бы ни были точны и верны, например, интерпретации и гипотезы самого психотерапевта, они лучше воспри­нимаются, если представляют собой совместно выра­ботанные гипотезы и интерпретации, исходящие от пациентов. Группа сама задает ту глубину и полноту интерпретации, к которой она «созрела» в данный момент. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы стимулировать активность, повторять, подчеркивать наиболее ценные высказывания и интеракции, поло­жительно их подкреплять.

В ряде психотерапевтических течений существует мнение, что основная задача психотерапевта — объяс­нение и интерпретация, которые он должен осуществ­лять сам потому, что видит и понимает происходящее лучше, чем пациенты. Уже не говоря о неочевидности такого положения, нам кажется, что такая прямая интерпретация психотерапевта продуктивна лишь в чрезвычайно ограниченных ситуациях, чаще всего в период функционирования уже зрелой группы. Так, психотерапевт в ходе группового занятия иногда может сообщить определенную информацию, напри­мер, о защитных механизмах, и, основываясь на ней, интерпретировать происходящее в группе в данный момент в новых категориях. Однако это возможно только в тех ситуациях, когда смысл происходящего вскрыт, пережит и переработан группой, и она лишь испытывает недостаток определенных понятий для более четкого описания и вербализации ситуации. Глубина интерпретации может рассматриваться как показатель успешности функционирования груп­пы, но психотерапевту необходимо проявлять тер­пение и следовать за группой, направляя ее, а не «тащить» за собой, навязывая ей свое понимание и вызывая тем самым сопротивление, обострение защитных механизмов и негативные реакции. Со­вместно выработанное решение имеет гораздо боль­шую ценность для группы в целом и для каждого кон-


кретного пациента в отдельности, так как, кроме соб­ственно содержательного аспекта, здесь имеет также значение повышение сплоченности и самостоятель­ности группы. У пациентов возникает уверенность в том, что они сами способны много понять; удовлетво­рение приносит также и ощущение возможности помощи друг другу; все это способствует повышению уверенности в себе, росту самооценки и эмоциональ­ного принятия себя.

К невербальным средствам воздействия психоте­рапевта можно отнести мимику, жестикуляцию. Че­ловек вообще в меньшей степени способен контро­лировать свои невербальные проявления, это относится не только к пациенту, но и к психотерапевту. В этой связи к психотерапевту предъявляются определенные требования в плане контроля своего невербального поведения, поскольку далеко не всегда оно использует­ся сознательно и целенаправленно. Невербальные реакции психотерапевта выражают его собственное эмоциональное состояние, служат стимулированию к определенной активности пациентов, а также являются средством положительного или отрицательного под­крепления определенных форм поведения пациентов. Вопрос о том, необходимо ли отрицательное подкреп­ление, как нам представляется, остается открытым. Наш опыт свидетельствует, что в процессе групповой психотерапии, особенно на первых этапах, когда требуется создание теплой эмоциональной атмосферы, необходим жесткий самоконтроль психотерапевта в отношении отрицательного невербального подкрепле­ния, которое означает для пациента негативное эмо­циональное отношение к нему со стороны психоте­рапевта. Психотерапевт задает модель поведения участникам группы и от того, как он будет контролиро­вать свои негативные эмоциональные реакции (во­прос об их природе, безусловно, касается профес­сионализма психотерапевта в широком смысле) на невербальном уровне, во многом зависят эмоциональ-1ый климат в группе и ее эффективность в целом. Применение вспомогательных техник в процессе групповой психотерапиии может рассматриваться в двух планах: во-первых, использование различного соотношения групповой дискуссии с другими формами групповой психотерапии, сочетания вербальных и невербальных занятий в зависимости от фазы раз­вития группы и актуальной ситуации в ней и, во-вто-


рых, использование разнообразных вспомогатель­ных техник и приемов в процессе групповой дис­куссии.

В зависимости от конкретной ситуации в группе и фазы ее развития используются разные сочетания групповой дискуссии с другими методами (такие ме­тоды групповой психотерапии, как разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия и др. представлены в главе 9), различные сочетания вербальных и невербальных занятий, может изменяться также их структура и содержание.

В частности, в начальной фазе групповой пси­хотерапии, когда существует выраженная дистан­ция между пациентами в группе, страх перед ней и неумение его преодолеть, когда поведение пациентов характеризуется чувством неуверенности и напряжен­ности, когда им еще очень сложно начать говорить о своих проблемах, полезным может оказаться уве­личение удельного веса вспомогательных приемов — вербальных и невербальных, например, разыгрывание ролевых ситуаций или психогимнастика. Так, в ходе психогимнастических занятий скованность, неуверен­ность, дистанцированность пациентов, с одной сторо­ны, проявляются более явно, а с другой, сам харак­тер упражнений способствует конструктивному пре­одолению этих явлений. Структура психогимнасти­ческих сеансов в начальной фазе групповой психоте­рапии может несколько изменяться за счет увеличения так называемой подготовительной части занятий, в которой в основном используются упражнения, на­правленные на уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции между участниками груп­пы, тренинг способности выражать и понимать чувства и переживания, различные эмоциональные состояния на невербальном уровне, в то время как собственно пантомимическая часть, в дальнейшем занимающая все большее место, на данном этапе сокращается или даже отсутствует вовсе. В этом периоде из упраж­нений подготовительной части могут быть использо­ваны: 1) упражнения, направленные на развитие вни­мания: гимнастика «с запаздыванием», «передача ритма по кругу», «передача движения по кругу», «зер­кало» и др.; 2) упражнения, направленные на сня­тие напряжения и состоящие из простейших двига­тельных задач: мотивированный бег или ходьба, раз-


личные подвижные игры и др.; 3) упражнения, на­правленные на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы и предусматривающие непосредственный контакт и парное взаимодействие: «встреча на мосту»; задание сесть на стул, занятый другим человеком; успокоить обиженного; выразить прикосновением чувство к другому, свое отношение к нему; «передача чувства по кругу» и др.; 4) упраж­нения, связанные с тренировкой понимания невер­бального поведения других и тренировкой способности выражать свои чувства с помощью невербального поведения: «разговор через стекло»; изображение и распознавание различных эмоциональных состояний; «живые скульптуры» и др.

Естественно, что все перечисленные упражнения несут и иную нагрузку, имеют другой, более сложный информативный содержательный план, демонстрируя определенные установки и способы поведения, прису­щие как конкретному пациенту, так и группе в целом. Например, задание из третьей группы, где пациентам предлагается по очереди сесть на стул, который уже занят другим человеком, можно рассматривать не только как упражнение на парное взаимодействие. Здесь также вскрываются характерные способы пове­дения пациента (нерешительность, пассивность, при­влечение других лиц для решения этой задачи, исполь­зование силы или поиск обходных путей, использова­ние симптомов для достижения целей и т. д.), а также установки к сотрудничеству или изоляция (степень сопротивления, готовность совместно разрешить ситуа­цию). Стоит ли привлекать для обсуждения в группе этот более сложный план, эти более информативные аспекты поведения — зависит от уровня развития группы, от готовности к этому пациента; во всяком случае здесь мы можем получить значимую информа­цию, которая используется в процессе дальнейших за­нятий, особенно в тех случаях, когда выявленные осо­бенности поведения не являются случайными, а повто­ряются достаточно часто.

Использование в начале работы психотерапевтиче­ской группы большого числа вспомогательных приемов может иметь и свои негативные последствия, о кото­рых необходимо помнить. Во-первых, несбалансиро­ванное, чрезмерное увлечение вспомогательными прие­мами в этот период может в определенной степени «смазать», ослабить групповую динамику, неконструк-


тивным образом снять, точнее подавить, общегруппо­вое напряжение, связанное с характерными для этого этапа групповыми процессами, успешная переработка которых во многом определяет дальнейшую «судьбу» группы. Во-вторых, при применении вспомогательных техник предполагается, что начальную инициативу психотерапевт берет на себя, формулируя соответст­вующую инструкцию, что может повлечь за собой под­крепление ожиданий пациентов в отношении активно­сти психотерапевта и его единоличной ответственности за все происходящее. Поэтому, несмотря на несомнен­ную ценность вспомогательных приемов, они не долж­ны подавлять спонтанную активность пациентов — членов группы и приводить к доминированию темати­ческой ориентации над интеракционной.

Второй аспект связан с применением различных вспомогательных техник непосредственно в процессе групповой дискуссии. Здесь могут быть использованы самые различные приемы: вербальные и невербаль­ные — психодраматические, пантомимические, графи­ческие (рисунок) и пр. В начальной стадии развития группы используется обычно довольно много вспомо­гательных приемов, направленных на помощь группе в выработке групповых норм, развитии сплоченности, активности, повышении чувствительности к групповым процессам.

Пример 1.Группа избегает говорить о взаимоотношениях между ее участниками. Как правило, такая ситуация складывается на первых занятиях и свое нежелание обсуждать это пациенты объяс­няют недостаточным знанием друг друга и вообще отсутствием взаи­моотношений. В данном случае группе можно предложить следую­щее задание. На большом листе бумаги чертятся кружочки, в которые вписываются имена членов группы, затем каждый пациент проводит от своего кружка две стрелки: красную — к члену группы, которому он рассказал бы о себе больше, чем всем другим, и си­нюю — к тому, кому бы он рассказал о себе меньше, чем всем дру­гим. Инструкция может быть сформулирована и более прямо: крас­ная стрелка — к наиболее симпатичному в группе человеку или к человеку, которому я более всего доверяю, синяя — к наименее сим­патичному мне человеку или к человеку, которому я доверяю в меньшей степени. На листе бумаги, таким образом, оказывается схе­ма взаимоотношений в группе, ее структура, наличие подгрупп, выявляется лидер, «отверженный» и т. д. Такая «социограмма» мо­жет послужить для обсуждения, которое может быть направлено не только на структуру группы, но и на соответствие реального поло­жения пациента его ожиданиям и связанных с этим чувств.

В такой ситуации можно также использовать зада­ние «социограмма в пространстве», которое может вы­полнять как отдельный пациент, так и вся группа сов-


местными усилиями. Предлагается расставить всех па­циентов в определенном пространстве таким образом, чтобы физическое расстояние между членами группы соответствовало эмоциональной дистанции между ними. Затем можно предложить каждому пациенту за­нять то место, которое, как ему кажется, он занимает, а затем то место, которое он хотел бы занимать, или то место, где он чувствовал бы себя наиболее комфортно и безопасно.

Пример 2.Один из пациентов в течение двух первых занятий го­ворит о своем желании уйти из группы. Члены группы его всячески уговаривают, пытаясь разъяснить ему необходимость участия как для него самого, так и заинтересованность в нем всей группы. Одна­ко их слова не достигают своей цели. В такой ситуации можно ис­пользовать невербальные приемы, которые направлены на выраже­ние чувств друг к другу. Полезным также может оказаться следую­щий прием: всю группу просят встать в тесный круг, а пациенту, ко­торый не желает участвовать в ее работе, предлагается сначала по­пытаться войти в этот круг, а затем выйти из него.

Пример 3.Группа постоянно обращается к психотерапевту с различными вопросами в ожидании инструкций. Психотерапевт может встать со своего места и попросить членов группы поставить его кресло таким образом, чтобы это устраивало всех (например, за круг или в центр круга). Затем можно говорить, например, о чувствах, которые испытывают пациенты в соответствии с той или иной позицией психотерапевта, и о чувствах самого психоте­рапевта.

Пример4. Один из пациентов говорит о том, что чувствует себя напряженно и скованно, но сам не понимает почему. Можно предло­жить пациенту занять такое место в круге, где он чувствует себя наи­более свободно; дать ему возможность на время посадить за круг тех, кто ему мешает; предложить ему рассадить группу таким обра­зом, чтобы справа сидел человек, с которым он чувствует себя наи­более свободно, слева — наименее, а всех остальных членов группы расположить на этом континууме в соответствии с собственными ощущениями. Такое задание может помочь пациенту понять причины напряжения.

Пример5. Пациент пытается уйти от обсуждения собственных проблем, своей позиции, особенностей поведения, которые вскрылись в процессе данного занятия, путем излишней рационализации. В таких ситуациях могут быть использованы приемы разыгрывания ролевых ситуаций. Например, пациенту предлагается разыграть с кем-либо из членов группы то, что сейчас происходило. В ходе такого разыгрывния ситуации можно предложить пациентам обменяться ролями, использовать прием «внутреннего голоса» и т. д. Можно предложить группе нарисовать портрет этого пациента (каждому члену группы в отдельности или всей группе в целом) или изобра­зить его положение в группе (графически или пантомимически), вы­разить свое отношение к нему прикосновением.


быть использован прием невербального выражения чувств с помощью прикосновения или пантомимы. Можно предложить пациентам выразить свои чувства по отношению к какому-то одному члену группы или одному пациенту выразить свои чувства ко всем ос­тальным.

Использование различных вспомогательных техник позволяет обратить внимание группы и отдельных па­циентов на характерные особенности и способы пове­дения, вскрыть существующие в группе отношения и сделать их более наглядными, оживить процесс инте­ракции (например, с помощью задания, требующего совместной согласованной деятельности), дать допол­нительный материал для анализа проблем группы в целом и каждого пациента в отдельности.


 


Практически в любой ситуации, где существуют трудновербализуемые отношения, где пациентам труд­но говорить о своих чувствах и переживаниях, может


8 Заказ К» 1244


ГЛАВА 10