Административная ответственность

С 1 июля 2002 г. административная ответственность за нарушение законодательства об ООПТ устанавливается статьей 8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях».

Как гласит текст статьи, «Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу этой статьи под нарушениями установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделах «Режим» («Режим особой охраны») индивидуальных положений о ГПЗ, о биосферном полигоне ГПЗ, о национальном парке, о государственном природном заказнике, находящемся в ведении заповедника, положения об охранной зоне ГПЗ или национального парка, а также в положении о любой другой ООПТ либо ее охранной зоне, созданных в соответствие с законодательством.

Под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (например, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами любительского и спортивного рыболовства и т. п.).

Вопрос о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности должен решаться в строгом соответствии с требованиями с принципами презумпции невиновности (ст. 1.5. КоАП РФ):