Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов (в порядке возрастания, без пробелов).
6. Причинами, которые вызывают колебания численности в популяции, являются:
1) комбинативная изменчивость 2) природные катастрофы 3) сезонные колебания температуры | 4) мутационная изменчивость 5) репродуктивная изоляция 6) попадание в новые условия |
7.Примерами реликтовых форм живых организмов являются:
1) гаттерия 2) гравилат | 3) сойка пересмешница 4) барсук | 5) мечехвост 6) саговник |
8. К суккулентам относят следующие растения:
1) огурец 2) молодило | 3) алоэ 4) араукария | 5) крапива 6) агава |
9. Ключицы не развиты у представителей:
1) Парнокопытных 2) Непарнокопытных | 3) Хищных 4) Китообразных | 5) Насекомоядных 6) Рукокрылых |
10.В световую фазу фотосинтеза происходит:
1) синтез АТФ 2) синтез глюкозы 3) восстановление НАДФ | 4) возбуждение электронов в молекуле хлорофилла 5) фиксация углекислого газа 6) цикл Кальвина |
Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы номеру первого столбца соответствовала буква из второго столбца.
11. Сопоставьте название растения с семейством, к которому его относят:
Растение | Семейство |
1) Секвойя вечнозеленая | A) Кипарисовые |
2) Можжевельник обыкновенный | B) Сосновые |
3) Пихта одноцветная | |
4) Туя западная | |
5) Лиственница даурская |
12.Установите соответствие между органами живого организма и их происхождением:
Орган | Происхождение |
1) легкие | A) энтодермальное |
2) пищеварительные железы | B) мезодермальное |
3) органы чувств | C) эктодермальное |
4) кости | |
5) кровеносные сосуды |
13.Установите соответствие между характеристикой организма и видом адаптации:
Характеристика организма | Вид адаптации |
1) черно-оранжевая окраска гусеницы бабочки медведицы | A) морфологическая |
2) анабиоз у бактерий | B) физиологическая |
3) летняя спячкасреднеазиатской черепахи | |
4) уходящая вглубь на 3-4 метра корневая система верблюжьей колючки | |
5) повышение обмена веществ у синиц в холодное время суток |
14. Соотнесите названия структур с веществами, входящими в их состав:
Структуры | Вещества |
1) мышцы | А) белки и РНК |
2) рибосомы | B) белки и ДНК |
3) клеточные стенки | C) белки и липиды |
4) мембраны | D) белки и полисахариды |
5) хромосомы | E) белки актин и миозин |
15. Установите соответствие между строением и функциями органоида и его названием:
Строение и функции | Органоиды |
1) синтез органических веществ из неорганических | A) хлоропласты |
2) клеточное дыхание и синтез АТФ | B) митохондрии |
3) внутренние мембраны образуют кристы | |
4) на тилакоидах гран находятся молекулы хлорофилла | |
5) могут быть спиральными, округлыми, вытянутыми, чашевидными, могут даже менять форму |
В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов в установленной последовательности (например, 45123).
16.Установите последовательность процессов биосинтеза белка:
1) сплайсинг и-РНК в ядрышке
2) нанизывание рибосомы на и-РНК
3) синтез и-РНК в ядре
4) поступление и-РНК в цитоплазму
5) сравнение кодона и-РНК и антикодона т-РНК
17.Установите последовательность появления органов (структур) растений в процессе эволюции:
1) лист | 2) плод | 3) хлоропласты | 4) семя | 5) эпидермис |
18.Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок:
1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2, NH3 и H2O
2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке
3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке
4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков
5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма
19. Выберите правильную последовательность поступления и переваривания твердых частиц в клетке:
1) образование эндосомы
2) окружение мембраной твердой частицы
3) слияние эндосомы с первичной лизосомой
4) поступление расщепленных веществ в цитоплазму
5) переваривание поступивших веществ в фагосоме
20.Установите последовательность прохождения звуковых волн в среднем и внутреннем ухе: