II. Внешний компонент

а) Поведение педагога(типы и стили педагогического взаимодействия)

На основании преобладающего интереса воспитателя, его повышенного внимания к руководству определённым видом деятельности дошкольника выделяют следующие типы воспитателей:

1. Игровой.Воспитатели проявляют интерес к игровой деятельности детей; нередко владеют высоким и средним уровнем развития руководства ею. Используют игровое и внеситуативное общение в работе, косвенные методы воздействия. Проявляют понимание детей, их индивидуальных особенностей. Контактируют с родителями; при оценке ребёнка (общей) опираются, прежде всего, на его поведение в процессе игровой деятельности, умение общаться со сверстниками, учитывая при этом и достижения в других видах деятельности.

2. Дидактический. Воспитатель проявляет интерес к учебной деятельности. Имеет высокий и средний уровень мастерства в проведении, организации учебной деятельности (особенно на занятиях). При оценке (общей) ребёнка исходит чаще всего из успехов его в учебной деятельности. Преобладает деловое общение; осознание своих средств воздействия достаточно высокое в руководстве учебной деятельностью высокое. В повседневной жизни (руководство бытовой, игровой деятельностью и до.) осознанность воздействия ниже.

3. Художественный. Воспитатель проявляет особый интерес к художественной деятельности детей и руководству ею. Дети у такого воспитателя нередко достигают высоких результатов в художественной деятельности; склонны к использованию косвенных методов воздействия наряду с прямыми, особенно часто используют общение посредством искусства (художественное слово, песня и т.д.); нередко вступают, наряду с деловым, в личное общение с детьми.

4. Формально-прагматический. Воспитатели проявляют нередко достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательны к ребёнку. Во взаимоотношениях с детьми и родителями исходят из формально выдвигаемых требований к ним, без учёта, как правило, их индивидуальных особенностей, конкретной ситуации, её своеобразия, не проявляют при этом гибкости, достаточной тактичности. При общей оценке ребёнка исходят, как правило, из выполнения им предъявляемых требований. Тёплые отношения с детьми возникают не часто.

5. Индифферентный. Такие воспитатели в своей деятельности не проявляют чётко выраженной направленности в руководстве каким-то определённым видом деятельности детей. как правило, безразличны к работе и детям, выполняют свои обязанности формально. Интереса к изучению ребёнка, семьи не проявляют, не предъявляют и особых требований к родителям. При оценке детей исходят, как правило, из их поведения при выполнении режимных моментов, занятий; близкий контакт с детьми редкий. Высоких успехов в воспитательной работе не достигают. Их деятельность требует, как правило, контроля со стороны руководства.