I. Гностические умения
1. Дают возможность познать предмет деятельности, помогают видеть у детей проявление как познавательных способностей, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств, обнаружить мотивы поведения каждого ребенка, выявить взаимоотношения детей в детском коллективе, эмоциональное благополучие каждого воспитанника.
2. Используются для изучения родителей, семейной микросреды ребенка.
3. Умение оценить эффективность применяемых методов воспитания и обучения.
4. Умение анализировать опыт других с целью перенесения передовых методов и приемов работы в собственную пед. практику.
5. Тесно связаны со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития ребенка, развитием психологической наблюдательности, интереса к духовному миру ребенка.
Проникнуть в душу ребенка воспитателю помогают владение методами детской психологии – наблюдением, экспериментом, социометрическими методами, беседой, методом анализа продуктов детской деятельности и др.
Информация, полученная с помощью гностических умений, помогает воспитателю грамотнее спланировать и организовать пед. деятельность, как со всей группой, так и с отдельными детьми.
II. Конструктивные умения
1. Необходимы, чтобы видеть «завтрашний» день воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом.
2. Обнаруживаются в предвидении затруднений в работе и в создании условий для предотвращения их.
3. Помогают воспитателю проектировать развитие игровой и других видов деятельности дошкольника.
4. Включают в себя умение планировать деятельность дошкольника во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценариев развлечений; умение отбора фактического материала по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.
5. Умение переработать отобранную информацию и подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, целесообразно комбинировать части занятий и т.д.
6. Умение планировать индивидуальную работу с детьми.