ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Название возрастного периода | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования возраста |
Младенческий возраст (до 1 года) | Взрослый " ребенок Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения | Непосредственно- эмоциональное общение | потребность в общении, эмоциональные отношения |
определяют основу развития ребенка в этом возрасте. | |||
Раннее детство (1 — 3 года) | Ребенок – предмет - взрослый Определяется двумя моментами: а) ребенок стремится к самостоятельному выполнению действий с предметами; б) способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому. | предметно- манипулятивная деятельность | речь и наглядно-действенное мышление; формирование «внешнего «Я сам» |
Дошкольный возраст (3 — 6(7) лет) | Ребенок " взрослый Определяется двумя моментами: а) у ребенка появляется большое желание постичь основу действий взрослых; б) ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых | ролевая игра | потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (6(7) — 10(11) лет) | Ребенок ! сверстники Определяется двумя моментами: а) для успешной жизни в обществе необходимо уметь усваивать знания и культурный опыт, накопленный человечеством; б) в игровой деятельности системного усвоения знаний не происходит, а самое главное – в ней невозможно научить ребенка учиться | учебная деятельность | произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия |
Подростковый возраст (11 — 14 лет) | Подросток = сверстник Определяется двумя моментами: а) у подростка появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни; б) ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку | интимно-личностное общение | чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам |
Ранняя юность (15 — 17 лет) | Юноша " сверстник Определяется двумя моментами: а) в ранней юности существует зависимость от взрослых и, прежде всего от родителей и в этом плане юноша еще ребенок; б) у личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения) | учебно- профессиональная деятельность | мировоззрение, профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций и социальных установок |
Вопросы для самопроверки
1. В чем смысл периодизации психического развития?
2. Почему существует много самых разных периодизаций психического развития?
3. Какова роль учения о возрасте в развитии возрастной психологии (по Л. С. Выготскому)?
4. В чем значение концепции периодизации психического развития Д. Б. Эльконина в раскрытии важнейших законов психического развития ребенка?
5. Чем определяется переход ребенка от одного возрастного периода к следующему?
6. Какова сущность понятия «психологический возраст», в чем его отличие от возраста биологического, паспортного?
7. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка? Охарактеризуйте основные признаки ведущей деятельности.
8. От чего зависит переход к новой ведущей деятельности?
9. Что такое «возрастное новообразование» и чем обусловлено его формирование?
10. Чем отличается специфика социальной ситуации развития на каждом возрастном этапе?
11. Каково психологическое содержание возрастных кризисов?