Отличие психики животных и человека

Животные Человек
Инстинктивно-биологическая деятельность Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчиняется исключительно биологическими целями (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными представлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животное не способно изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия труда с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливается к внешней среде Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями

Вопросы для самопроверки

  1. Какие этапы развития психики у животных можно выделить?
  2. Чем отличаются навыки животных от инстинктов?
  3. Какие действия животных обозначаются термином «разумные»?
  4. В чем отличие человеческой психики от психики животных?
  5. В чем состоит роль труда как фактора развития сознания человека?
  6. Какова роль языка в развитии сознания человека?
  7. Каковы основные факторы возникновения и развития сознания человека?