В части охраны атмосферного воздуха:
• Нормативные документы:
• • проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы
• (ПДВ)»,
• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,
• план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах),
• проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»,
• паспорта газоочистных установок,
• • график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,
• • график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.
• Первичная учетная документация:
• • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
• • ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
• • ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,
• • журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.
• Планы мероприятий:
• план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
• план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.
• Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:
• • журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,
• журнал ежедневного расхода горючего,
• журнал пройденного километража,
• журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям,
• журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.
В части охраны поверхностных вод и рационального природопользования:
• Лицензионные документы и договоры:
• • лицензия на пользование водными объектами,
• В части охраны атмосферного воздуха:
• приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистныхустановок (ГОУ),
• должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,
• инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ,
• приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования,
• приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.
В части охраны поверхностных вод и рационального водопользования:
• приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений,
• должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения,
• должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,
• порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,
• производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений,
• инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.
Первичная учетная документация:
• № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоиз
мерительными приборами и устройствами»,
• № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвен
ными методами»,
• № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эф
фективности работы очистных сооружений».
• План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта
В части обращения с отходами:
• приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,
• приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,на обучение или переподготовку,
• документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами,
• приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия,
• порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.
• Рабочая документация производственного экологического контроля. В общем случае, в зависимости от предприятия, в состав рабочей документации производственного контроля входит:
Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры:
• документы на право владения или пользования земельным участком,
• лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами,
• выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами,
• положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии,
• свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами,
• документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,
• свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.),
• договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов состоронними организациями. Нормативные документы:
• заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия)
• протоколы аналитического контроля химического, биологического,радиоактивного загрязнения почвы,
• проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
• лимиты на размещение отходов,
• паспорта опасных отходов.
Первичный учет:
• перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов,
• материалы по определению класса опасности отходов, справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.
Государственная статистическая отчетность. В соответствии с Российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам' федерального государственного статистического наблюдения.
Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения:
№ 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
№ 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;
№ 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических
и природоресурсных платежах»;
№ 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
№ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
№ 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Форма № 18-кс « Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В данной форме отражаются объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий.
Форма № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах». В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Форма № 2-ос составляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими водоохранные работы на водных объектах, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на водопользование и осуществляющими водоохранные работы на водных объектах. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.
Форма № 4-ос -«Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежей. Данные представляются в тысячах рублей с одним знаком после запятой.
Форму федерального государственного статистического наблюдения № 4-ос представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:
• на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения.
• на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей природной среды (например: прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мониторинга, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка специалистов и др.);
• на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов собственными силами;
• на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);
•на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций;
• на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;
• на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.
Экологические и платежи за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.
• Форма № 2-тп (воздух) -«Сведения об охране атмосферного воздуха». Форму № 2-тп (воздух) представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций. Отчет не составляется предприятиями, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которых не превышают установленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и составляет 100 тонн в год и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и менее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе выбросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год, отчет также не составляется.
Отчет по форме № 2-тп (воздух) включает в себя пять разделов:
1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;
2. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;,
3. Источники загрязнения атмосферы;
4. Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу;
5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных
групп источников загрязнения.
Отчет составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам ПОД-i «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».
ФормаМ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Форма № 2-тп (водхоз) представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, осуществляющими водопользование. Отчет по форме № 2-тп (водхоз) включает в себя следующие таблицы:
• Забрано из природных источников, получено от других предприятий
(организаций), использовано и передано воды;
•Водоотведение;
•Другие показатели.
Форма № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»-. Сведения по форме № 2 тп (отходы) представляют предприятия и их обособленные подразделения, независимо от формы собственности, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, хранятся (складируются) и захораниваются отходы производства и потребления.
Отчет по форме № 2 тп (отходы) составляется на основании данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполнение формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды токсичных, отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества (включая пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетности 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха». Вместе с тем, в отчете должно отражаться образование, обезвреживание, складирование и т.п. токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.
Данные о токсичных отходах производства и потребления показываются в отчете в тоннах с точностью до трех знаков после запятой по общему весу данного отхода. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду включают в себя:
• декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год,
• ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду,
• копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
• ежемесячные налоговые Декларации по плате за пользование водными объектами,
• копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами,
• расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду,
• расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами.
Государственный экологический контроль.
Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля включают в себя:
• журнал регистрации проверок контролирующими органами,
• акты проверок предприятия,
• протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения на возобновление работы,
• приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия,
• отчеты о выполнении предписаний,
• переписку с контролирующими органами.
Нормативно-законодательная документация.
При отсутствии на предприятии юридической службы нормативно-правовая база, действующая в сфере охраны окружающей среды, должна формироваться в экологической службе (у эколога). Целесообразнее формировать пакет законодательной документации на базе стандартных программ («Кодекс», «Консультант+», «Гарант» и пр.). Нормативная документация приобретается в специализированных магазинах и фирмах, на семинарах, в контролирующих органах, ведомственных структурах и т.д.