В части охраны атмосферного воздуха:

• Нормативные документы:

• • проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы

• (ПДВ)»,

• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,

• план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах),

• проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»,

• паспорта газоочистных установок,

• • график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,

• • график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.

• Первичная учетная документация:

• • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

• • ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,

• • ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,

• • журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.

• Планы мероприятий:

• план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,

• план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.

• Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

• • журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,

• журнал ежедневного расхода горючего,

• журнал пройденного километража,

• журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям,

• журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

В части охраны поверхностных вод и рационального природопользования:

• Лицензионные документы и договоры:

• • лицензия на пользование водными объектами,

• В части охраны атмосферного воздуха:

• приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистныхустановок (ГОУ),

• должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,

• инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ,

• приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования,

• приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

В части охраны поверхностных вод и рационального водопользования:

• приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений,

• должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения,

• должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,

• порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,

• производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений,

• инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

Первичная учетная документация:

• № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоиз
мерительными приборами и устройствами»,

• № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвен
ными методами»,

• № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эф
фективности работы очистных сооружений».

• План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта

В части обращения с отходами:

• приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,

• приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,на обучение или переподготовку,

• документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами,

• приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия,

• порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

• Рабочая документация производственного экологического контроля. В общем случае, в зависимости от предприятия, в состав рабочей документации производственного контроля входит:

Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры:

• документы на право владения или пользования земельным участком,

• лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами,

• выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами,

• положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии,

• свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами,

• документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,

• свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.),

• договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов состоронними организациями. Нормативные документы:

• заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия)

• протоколы аналитического контроля химического, биологического,радиоактивного загрязнения почвы,

• проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

• лимиты на размещение отходов,

• паспорта опасных отходов.
Первичный учет:

• перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов,

• материалы по определению класса опасности отходов, справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.

Государственная статистическая отчетность. В соответствии с Российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам' федерального государственного статистического наблюдения.

Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения:

№ 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;

№ 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;

№ 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических

и природоресурсных платежах»;

№ 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;

№ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;

№ 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форма № 18-кс « Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В данной форме отражаются объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий.

Форма № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах». В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Форма № 2-ос составляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими водоохранные работы на водных объектах, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на водопользование и осуществляющими водоохранные работы на водных объектах. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.

Форма № 4-ос -«Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежей. Данные представляются в тысячах рублей с одним знаком после запятой.

Форму федерального государственного статистического наблюдения № 4-ос представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:

• на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения.

• на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей природной среды (например: прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мониторинга, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка специалистов и др.);

• на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов собственными силами;

• на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);

•на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций;

• на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;

• на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.

Экологические и платежи за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.

Форма № 2-тп (воздух) -«Сведения об охране атмосферного воздуха». Форму № 2-тп (воздух) представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций. Отчет не составляется предприятиями, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которых не превышают установленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и составляет 100 тонн в год и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и менее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе выбросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год, отчет также не составляется.

Отчет по форме № 2-тп (воздух) включает в себя пять разделов:

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;

2. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;,

3. Источники загрязнения атмосферы;

4. Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу;

5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных
групп источников загрязнения.

Отчет составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам ПОД-i «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».

ФормаМ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Форма № 2-тп (водхоз) представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, осуществляющими водопользование. Отчет по форме № 2-тп (водхоз) включает в себя следующие таблицы:

• Забрано из природных источников, получено от других предприятий
(организаций), использовано и передано воды;

•Водоотведение;

•Другие показатели.

Форма № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»-. Сведения по форме № 2 тп (отходы) представляют предприятия и их обособленные подразделения, независимо от формы собственности, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, хранятся (складируются) и захораниваются отходы производства и потребления.

Отчет по форме № 2 тп (отходы) составляется на основании данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполнение формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды токсичных, отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества (включая пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетности 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха». Вместе с тем, в отчете должно отражаться образование, обезвреживание, складирование и т.п. токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.

Данные о токсичных отходах производства и потребления показываются в отчете в тоннах с точностью до трех знаков после запятой по общему весу данного отхода. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду включают в себя:

• декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год,

• ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду,

• копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду,

• ежемесячные налоговые Декларации по плате за пользование водными объектами,

• копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами,

• расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду,

• расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами.
Государственный экологический контроль.

Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля включают в себя:

• журнал регистрации проверок контролирующими органами,

• акты проверок предприятия,

• протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения на возобновление работы,

• приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия,

• отчеты о выполнении предписаний,

• переписку с контролирующими органами.
Нормативно-законодательная документация.

При отсутствии на предприятии юридической службы нормативно-правовая база, действующая в сфере охраны окружающей среды, должна формироваться в экологической службе (у эколога). Целесообразнее формировать пакет законодательной документации на базе стандартных программ («Кодекс», «Консультант+», «Гарант» и пр.). Нормативная документация приобретается в специализированных магазинах и фирмах, на семинарах, в контролирующих органах, ведомственных структурах и т.д.