Вопрос №80. Понятие, принципы и стадии (элементы) механизма правового регулирования.
Действие права не осуществляется самостоятельно, когда возникает потребность или интерес удовлетворение которых, возможно и необходимо средствами права, именно здесь правовое регулирование «запускает» действие права. То есть правовое регулирование есть часть действий права, которое характеризует воздействие права и деятельность его адресатов. В процессе правового регулирования формируется юридическая основа, определяются ориентиры для деятельности участников регулятивных отношений. Правовое регулирование охватывает:
· Охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации средств регулирования, т.е. обеспечивает нормальное функционирование гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах
· Охватывается деятельность участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом.
Правовое регулирование – длится и в пространстве и во времени. И имеет следующие стадии:
· Регулирование начинается с определения правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями. Правовой статус органов государства составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, круг обязанностей.
· Возникновение правоотношений – следующая стадия. Для их возникновения в ряде случаев не достаточно воле сторон. Требуется вовлечение в механизм действия права должностного лица, действие которого позволяет конкретизировать общую модель правоотношения.
Иногда к стадиям правового регулирования относят деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей. Это завершает работу механизма действия права и охватывается содержанием другого его звена – правореализация.
Правовое регулирование – длится и в пространстве и во времени. И имеет следующие стадии:
· Регулирование начинается с определения правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями. Правовой статус органов государства составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, круг обязанностей.
· Возникновение правоотношений – следующая стадия. Для их возникновения в ряде случаев не достаточно воле сторон. Требуется вовлечение в механизм действия права должностного лица, действие которого позволяет конкретизировать общую модель правоотношения.
Иногда к стадиям правового регулирования относят деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей. Это завершает работу механизма действия права и охватывается содержанием другого его звена – правореализация.
Способ – это совокупность юридических методов правового регулирования:
· Позитивное обязывание – возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению.
· Дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия
· Запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом
· В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации – все образные стимулы к правовому поведению.
Сочетание особых способов образует специфический тип правового регулирования:
· Директивный (Императивный) властно-побудительный – строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления.
· Автономный (диспозитивный) – основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений.
В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства пpавового воздействия на общественные отношения, определить местои роль того или иного юридического средства правовой жизни общества.
К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно–правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия Соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.
Нормативно–правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного пила общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско–правовых отношений.
Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.
Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие «юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.
Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права.
Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Н–р решение суда по какому либо юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.
Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Н–р нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общ. отн. Информационное, психологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.
Первая стадия правового регулирования – возведение в закон придание строгих юридических форм нормам права, когда создается его нормативная основа. На этой стадии, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей. Правовой статус гражданина определяется, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими нпа. На этой стадии осуществляется общее воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. Также реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.
Вторая стадия – происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. На этой стадии у конкретного человека, чьи права были нарушены, возникает право обращения в суд, а у судебного органа принять исковое заявление к рассмотрению. Стадия активной работы элемента правового регулирования именуемого правоотношения.
Третья стадия – характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации. Цель правовой защиты чести и достоинства будет достигнута, когда порочащие сведения будут по решению суда опровергнуты и возмещен моральный вред. На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути достижения, то есть реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ – обязывание как предписание совершить какие–то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ – запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Второй и третий способы имеют определенное сходство и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом – пассивный.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во–первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а во–вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным действием на лиц, склонных к совершению преступления. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение активное правомерное поведение (за изобретательскую деятельность).
Со способами правового регулирования взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
Особое место в сложном построении правового регулирования занимают общие юридические запреты и общие юридические дозволения. Определение "общие" применительно к запретам и дозволениям означает, что соответствующее правовое предписание является основным, исходным направляющим для определенной сферы общественных отношений.
На основе соотношения общих дозволений и запретов в юридической литературе и в правовой жизни сложились две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.
Вторая формула правового регулирования звучит иначе запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с правом человека на выбор средств и способом достижения поставленных целей. Разрешительный тип вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности.
Механизм правового регулирования -это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях:
1) обеспечить реализацию интересов субъектов права к ценностям и благам (содержательный признак),
2) достичь цели права - упорядочение общественных отношений (формальный признак).
Механизм правового регулированияпредставляет собой долговременный процесс,который состоит из определенных стадий.Можно выделить следующие стадии:
1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);
2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
3) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;
4) применение права.
Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов примененияправа. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями.
Можно выделить следующие элементымеханизма правового регулирования:
1) норма права (устанавливается модель удовлетворения интересов);
2) юридический факт или фактический состав;
3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для субъектов права);
4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
5) правоприменительные акты.
В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.
Простое регулирование- процесс, в котором используется один государственный властный акт- нормативный акт. Индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.
Сложное регулирование- процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, один из которых нормативный акт, а другой — акт применения нормы права.
Процесс правового регулированияосуществляется определенными методами и способами.
Метод правового регулирования- совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.
Различают:
1) авторитарныйметод (субординации, подчинения - императивный) -это централизованное регулирование, основанное на властных началах (используется в административном, уголовном праве и т. п.);
2) автономныйметод (координации, равноправия - диспозитивный) - децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (применяется в гражданском, семейном праве).
Способы правового регулирования -это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от вида правовых норм, например:
1) запрещениеесть возложение обязанности воздержаться от совершения действий (запрещающие нормы);
2) дозволениеесть предоставление права на активные действия (управомочивающие нормы);
3) обязываниеесть возложение обязанности по активному поведению - что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);
4) рекомендование(совет).
Тип правового регулированияпредставляет собой общую направленность воздействия системы права на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования — дозволение или запрет.
В основе общедозволительного типарегулирования лежит общее дозволение, в котором используется принцип «разрешено все, что не запрещено». Это значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону).
В основе разрешительноготипа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу «запрещено все, что не разрешено». Это значит, что субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь компетентное решение государственного органа. Например, запретив работу в выходные дни, трудовое законодательство в порядке исключения разрешает работать в выходные дни при особых условиях оплаты или предоставления льгот.
Задача законодателя, формирующего механизм правового регулирования, состоит в том, чтобы с помощью права изменить, развить, укрепить либо вытеснить те или иные общественные отношения, установить порядок, угодный или господствующему классу, или всему народу. Значит, конечной целью правового регулирования должно быть создание устойчивости общественных отношений и порядка.