Религиозные тексты

Религиозные тексты содержатся, как правило, в так называемых «священных книгах» — Библии, Ведах, Авесте и др. Они были одними из главных источников права в древнем мире, но сегодня утратили свое первенствующее значение. В то же время во многих мусульманских странах Коран остается одним из важных источников права. В некоторых государствах, например, Саудовской Аравии и Иране, он обладает, по сути, высшей юридической силой. Религиозные тексты являются действующим правом и в некоторых неисламских странах: Израиле, Индии, Таиланде, Непале, Бирме.

Вопрос № 49. Правотворчество: понятие, виды, принципы.

Правотворчество – это активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно – правовых актов. Оно протекает в установленных процедурах, и основывается на определенных принципах.

Принципы правотворчества – это основополагающие базовые идеи и правила, придающие процессу правотворчества должную легитимность, эффективность и качество.

Правотворчество строится на следующих принципах:

1. Демократизм – принятие законов и других нормативно – правовых актов должно протекать в условиях широкого привлечения граждан к обсуждению законопроектов, соблюдения демократичности процедур, участие общественных организаций или их представителей в оценке качества законопроекта.

2. Законность – каждый правовой акт должен быть принят с соблюдением установленной процедурой его принятия компетентным органом, не должен противоречить Конституции, федеральным законам.

3. Гласность – широкое оповещение всех субъектов правотворчества о предполагаемом законе или другом важном нормативно – правовом акте; открытость, прозрачность правотворческого процесса для широкой общественности; практика всестороннего обсуждения законопроектов на парламентских слушаниях, конференциях, семинарах, плюс печать, телевидение, радио.

4. Научность – правотворческие органы при разработке и издании юридических норм должны изучать социально – экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества.

5. Профессионализм – заниматься правотворчеством должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты.

Субъекты правотворчества – создатели нормативно – правовых актов:

- органы государственной власти и управления;

- должностные лица органов государственной власти и управления;

- руководящие органы и должностные лица негосударственных структур;

- руководящие органы и должностные лица органов муниципальной власти;

- граждане государства в случаях всенародного голосования (референдума).

Виды правотворчества:

1. В зависимости от субъектов правотворчество может быть:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

- правотворчество государственных органов (ГД, СФ, Правительство);

- правотворчество отдельных должностных лиц (Президент, Министр);

- локальное правотворчество (на предприятии, учреждении, в организации);

- правотворчество общественных организаций (профсоюзов).

2. В зависимости от значимости правотворчество делится на:

- законотворчество (правотворчество представительных высших органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы);

- делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативного акта, входящих в компетенцию представительного органа);

- подзаконное правительство (нормы права принимаются и вводятся в действие структурами не относящимися к высшим представительным органам – президент, Правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты).

Правотворчество является составной частью более широ­кого по своему содержанию процесса - правообразования.

Правообразование - это естественно исторический процессформирования права (в первую очередь формирования право­вых предписаний - норм), в ходе которого происходят анализ и оценка сложившейся социальной действительности с точки зре­ния права, выработка взглядов и концепций о правовом регули­ровании общественных отношений.

Правотворчество -это государствен­ная деятельность, направленная на совершенствование дей­ствующего законодательства путем издания новых нормативно-правовых актов, изменения и отмены устаревших правовых норм.

Основное содержаниеправотворчества составляют такие виды деятельности, как издание нормативных актов управомоченными на то органами, а в некоторых странах - формирова­ние судебных прецедентов. Другие проявления правотворчества - изменение норм, отмена устаревших предписаний - имеют вспомогательное значение. Эта деятельность подчинена основ­ной цели правотворчества, которая состоит в совершенствова­нии действующего законодательства.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм. Принцип демократизма проявляется в ак­тивном и широком участии населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов раз­личных слоев общества.

2. Законность.Принцип законности означает строгое и не­уклонное соблюдение установленного порядка подготовки, при­нятия и опубликования нормативных актов. Нормативные акты должны приниматься в пределах компетенции правотворческо­го органа и соответствовать Конституции страны и ее законода­тельству.

3. Научность.Правотворчество призвано соответствовать существующим и перспективным потребностям общественного развития, его объективным закономерностям; должно учитывать и использовать достижения правовой науки и практики, основы­ваться на теоретических разработках проблем, требующих нор­мативного решения.

4. Профессионализм.Принцип профессионализма предпо­лагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, рабо­тающих в соответствующей отрасли права, имеющих большой опыт работы.

5. Гласность.Этот принцип состоит в открытости правотвор­ческого процесса для общественности и проявляется в публи­кации проектов с последующим всенародным обсуждением.

Субъектами правотворчестваявляются в первую очередь государственные органы, которые имеют право принимать нор­мативно-правовые акты, и должностные лица, имеющие соот­ветствующие полномочия. В случае принятия нормативных ак­тов путем референдума субъектом пра­вотворчества признается народ.

В предусмотренных законом случаях в качестве субъекта правотворчества могут выступать общественные объединения, которые вправе принимать нормативные акты в пределах своей компетенции.

В России существуют три основные формыправотворчества.