Введение

Кафедра «Экономика строительства»

 

 

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

 

 

Программа и контрольные задания для студентов направления специальности

1-27 01 01 «Экономика и организация производства»

направлений:

1-27 01 01 – 17 «Экономика и организация производства»

(строительство)

1-27 01 01 – 03 «Экономика и организация производства»

(автодорожное хозяйство)

1-27 01 01– 04 «Экономика и организация производства»

(коммунальное и водное хозяйство)

 

Минск 2014


Оглавление

 

Введение. 3

1. Программа дисциплины.. 7

2. Методические рекомендации по изучению основных разделов дисциплины 10

3. Самостоятельные задания по дисциплине. 11

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы 11

3.2. Вопросы самостоятельной работы (задание 1) 12

3.3. Практические задания самостоятельной работы (задание 2) 16

Литература. 16


Введение

Учебная программа «Экономико-математические методы и модели» разработана для специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направлений:

1-27 01 01 – 17 «Экономика и организация производства» (строительство),

1-27 01 01 – 03 «Экономика и организация производства» (автодорожное хозяйство),

1-27 01 01– 04 «Экономика и организация производства» (коммунальное и водное хозяйство).

Изучение дисциплины «Экономико-математические методы и модели» нацелено на формирование у студентов системы знаний, практических умений и навыков, охватывающей построение экономико-математических моделей, анализ экономико-математических моделей с помощью методов прикладной математики для принятия научно обоснованных решений.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин как: «Математика», «Информатика», «Макроэкономика», «Микроэкономика». Знания и умения, полученные студентами при изучении данной дисциплины, необходимы для освоения последующих специальных дисциплин и дисциплин специализаций.

Целями преподавания дисциплины «Экономико-математические методы и модели» являются:

- подготовка экономически грамотных специалистов, умеющих принимать обоснованные управленческие решения;

- овладение студентами теоретическими основами, методологическими принципами и конкретными подходами постановки, анализа и решения на ЭВМ задач оптимального управления производством, снабжением, сбытом в условиях разных форм собственности на базе экономико-математических методов;

- формирование у студентов современного экономического мышления, воспитание деловитости, предприимчивости и ответственности.

Задачамипреподавания дисциплины «Экономико-математические методы и модели» являются:

- приобретение умений и навыков в разработке экономико-математических моделей производственных систем и процессов;

- приобретение умений и навыков в определении параметров экономико-математических моделей;

- приобретение умений и навыков в разработке вариантов управленческих решений и обоснования их выбора по критериям эффективности;

- приобретение умений и навыков в решении задач, работы на компьютере под управлением специализированных пакетов прикладных программ.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

– основные этапы построения экономико-математической модели;

– основные типы экономико-математических моделей:

– производственную функцию как модель макроэкономической теории для разрешения проблемы инвестиций и развития производства;

– коэффициенты эластичности производственной функции и коэффициент эффекта масштаба производства;

– модели микроэкономики – функции спроса, предложения;

– меры точности прогноза;

– среднесрочное прогнозирование нестационарных показателей с помощью трендов;

– математическую модель и экономическую схему межотраслевого баланса;

– коэффициенты прямых затрат как необходимую нормативную базу для составления межотраслевых балансов;

– математические зависимости в матричных моделях межотраслевого баланса;

– уравнение Леонтьева;

– матрицу полных затрат;

– матричные методы решения балансовых задач;

– основные типы оптимизационных экономико-математических моделей.

– задачи векторной оптимизации;

– модели управления запасами, их основные характеристики;

– модели теории массового обслуживания, их основные характеристики.

уметь:

– строить экономико-математические модели экономических задач;

– выполнять эконометрический анализ производственной функции: вычислять коэффициенты эластичности производственной функции и коэффициент эффекта масштаба производства;

– выполнять эконометрический анализ функции спроса: вычислять коэффициенты эластичности;

– выполнять анализ и прогнозирование временных рядов в среде Excel с использованием « Мастер диаграмм»;

– записать основные математические соотношения для матричных моделей межотраслевого баланса;

– вычислять матрицу полных затрат для межотраслевого баланса;

– решать матричными методами балансовые задачи;

– решать оптимизационные задачи с помощью программ Microsoft Excel;

– решать задачи векторной оптимизации методами последовательных ус­тупок и свертывания критериев;

–выполнять построение эконометрических моделей и оценивать качество построения и значимость коэффициентов моделей;

– вычислять оптимальную партию поставки, точку размещения заказа, интервал возобновления поставки, минимальные издержки в моделях формирования заказов;

– вычислять характеристики систем массового обслуживания.