АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Лабораторная работа №6

ИЗУЧЕНИЕ БЛОКИРОВОЧНЫХ СВЯЗЕЙ В СИСТЕМАХ

АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Цель работы – изучение типовых блокировочных связей в системах автоматического управления (САУ) и получение практических знаний по созданию рабочих программ для управления технологическим оборудованием.

САУ технологическим оборудованием очень разнообразны. Однако есть общие принципы их построения, знание которых значительно облегчает анализ и эксплуатацию таких схем. К ним относятся: кнопочное управление, методы построения блокировки, сигнализация и т. д.

Кнопочное управление работой САУ часто осуществляется посредством кнопок, размещенных на пульте управления. При нажатии кнопки замыкается или размыкается цепь обмотки соответствующего релейного элемента, а при отпускании - возвращается в исходное положение. Кнопка включения имеет замыкающий контакт и устанавливается в цепь питания обмотки реле. Чтобы после ее отпускания реле оставалось в рабочем состоянии, используется самоблокировка.

Блокировка исключает возможность нарушения нормального порядка включения или эксплуатации САУ. Наиболее распространенными являются самоблокировка, взаимная и последовательная блокировки.

Самоблокировка заключается в использовании замыкающего контакта KV1.1 включаемого реле KV1 для дублирования контактов пусковой кнопки SB1. После срабатывания реле, независимо от положения кнопки SB1, сохраняется цепь питания его обмотки.

При необходимости управлять включением и выключением реле из разных мест на каждом из них устанавливают кнопки включения и выключения (рис. 6.1, б). Все пусковые кнопки (SB1, SB2, SB3) включаются между собой параллельно, а все кнопки остановки (SB4, SB5, SB6) – последовательно. При

этом самоблокировка строится по общему принципу.

Последовательная блокировка обеспечивает только один определенный порядок включения схемы (рис. 6.1, в). При последовательной блокировке цепь обмотки включаемого реле должна проходить через замыкающий контакт того реле, раньше которого включение не должно срабатывать, это значит, что предыдущее по ходу включения реле KV1 должно своим замыкающим контактом KV1.1 разрешить включение следующего KV2 и т.д.

Взаимная блокировка исключает возможность одновременного срабатывания двух или нескольких реле (рис. 6.1, г). Например, нельзя допустить одновременное срабатывание двух реле, которые включают электродвигатель для вращения в разные стороны. Для осуществления взаимной блокировки в цепь первого реле KV1 включается последовательно размыкающий контакт KV2.1 второго реле KV2, одновременно с которым первое реле KV1 не должно работать.

Для ограничения передвижения механизма, или его остановки в любой промежуточной или конечной точке пути используют блокировки ограничения пути перемещения. Их выполняют посредством конечных выключателей (рис. 3.2). Примеры использования такой блокировки показаны на рис. 6.2. Буквами SQ обозначены конечные выключатели на схемах управления. В первой схеме остановленный выключателем SQ механизм нельзя снова пустить в том же направлении нажатием кнопки SB2. Во второй схеме это можно сделать.

 

Рисунок 1 – Релейная схема эксперимента

 



r.php"; ?>