Глава 4. Концепции формирования качества продукции
Определения основных концепций
В теории управления качеством, а именно в книге «Управление качеством», автор Д. Гарвин (Garvin D, 1988 г.), системно изложены основные ориентации в формировании качества продукции, рассматриваемые как концепции деятельности организации на определенном этапе её развития.
1. Ориентация на улучшение восприятия качества продукции: «качество сразу видно», «превосходное качество можно определить на глаз, отличить по вкусу, запаху» и т.д.
2. Ориентация на продукцию нового функционального качества. Здесь качество закладывается на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, при проектировании, планировании и в ходе изготовления новой продукции. Считается, что качество точно определимо и может быть измерено.
3. Ориентация на ожидаемое потребителем качество продукции, на «подготовку продукции по клиенту», на соответствие продукции (услуг) ожиданиям конечного потребителя.
4. Ориентация на продукцию с базовым качеством, состоящая в минимизации дефектов продукции и максимизации использования потенциала производствав целях снижения издержек на единицу продукции за счет эффекта масштаба производства. Основное правило определения качества – это соблюдение нормативно-технической документации и принципа «делай все правильно с самого начала».
5. Ценностная ориентация на продукцию. Она идет под девизом «наибольшая польза от израсходованных денег». Здесь акцент делается на ценность продукции как на её способность удовлетворять требования покупателей.
6. Ориентация на изготовление безопасной продукции, на создание продукции обладающей сохранностью, надежностью, защищенностью, безопасностью при потреблении, эксплуатации и использовании.
Несмотря на выделенные различия в подходах, они во всех случаях ориентированы на потребителя, как посредством улучшения различных свойств, так и в целом конкурентоспособности продукции.