Глава 11. Функции менеджмента качества, ориентированные на

Е.В. Фрейдина

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Учебное пособие

 

 


 

 

УДК 65.0 (075.8)

ББК 65.290-2я73

Ф 86

 

Фрейдина Елизавета Васильевна

Управление качеством: учебное пособие

 

ISBN

Материал учебного пособия выстроен на современной методической базе по теории управления качеством, начало которого – истоки рождения философской категории «качество» и раскрытия сути этого понятия. Затем последовательно изложены основы измерения качества и каталогизации свойства продукции, дано обобщение развития науки менеджмента качества и моделей управления качеством, рассмотрены алгоритм создания, функции и процессы системы менеджмента качества, изложены основы экономики и стандартизации качества продукции.

Настоящие учебное пособие разработано в соответствии со стандартом Министерства образования Российской Федерации на дисциплину «Управление качеством» и предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии».

 

ISBN

ББК 65.290-2я73

Ф 86

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие …………………………………………………………………………..6

Глава 1. Качество как общенаучная категория……………………………………..9

1.1. Философские аспекты и развитие понятия качества.........................................9

1.2. Экономические аспекты качества…………………………………………… .10

1.3. Социальные аспекты качества……………………………………………………. 13

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………….14

 

Глава 2. Категории продукции, её свойства и измерение качества ……………. 14

2.1. Основные категории продукции…………………………………………………..14

2.2. Введение в науку измерения и оценки качества продукции…………………….16

2.3. Характер свойств и классификация показателей качества продукции…………17

Вопросы для контроля знаний …………………………………………………………..19

 

Глава 3. Каталогизация показателей и уровень качества продукции…………..20

3.1. Введение в каталогизацию показателей качества………………………………….20

3.2. Показатели назначения продукции…………………………………………………20

3.3. Показатели надежности продукции……………………………………………… 21

3.4. Технологически–ориентированные показатели качества продукции ………… .22

3.5. Социально-ориентированные показатели качества продукции………………….. 22

3.6. Нормативно-ориентированные показатели качества продукции………………. 24

3.7. Показатели роли свойства в оценке качества продукции …………………….. 25

3.8. Виды показателей в зависимости от количества измеряемого свойства

продукции…………………………………………………………………………….26

3.9. Методы оценки уровня качества продукции……………………………………….27

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………….. 29

 

Глава 4. Концепции формирования качества продукции………………………. 29

4.1. Определения основных концепций …………………………………………………29

4.2. Ориентация на улучшение восприятия качества продукции………………… … 30

4.3. Ориентация на продукцию нового функционального качества………………… 31

4.4. Ориентация на ожидаемое потребителем качество продукции……… ……..31

4.5. Ориентация на базовое качество продукции ………………………………………32

4.6. Ценностная ориентация в формировании качества продукции…………………..33

4.7. Ориентация на производство безопасной продукции……………………………. 34

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………….. 34

Глава 5. Эволюция в управлении качеством……………………………………….. 35

5.1. Этапы развития деятельности по управлению качеством………………………..35

5.2. Цели и функции в моделях управления качеством………………………………36

5.3. Основные направления в развитии теории управления качеством ……………38

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………39

6. Методологические аспекты менеджмента качества……………………………. .40

6.1. Принципы менеджмента качества ………………………………………………… 40

6.2. Развитие концепций менеджмента качества…………………………………….. 42

6.3. Развитие методологии «процессный подход» в управлении качеством…………45

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………47

 

Глава 7. Основы построения системы менеджмента качества…………………….47

7.1. Цели и подходы к организации системной деятельности в области качества… 47

7.2. Процессно-функциональная модель системы менеджмента качества……………48

7.3. Этапы построение системы менеджмента качества………………………………..50

7.4. Документирование системы менеджмента качества……………………………….51

7.5. Аудит системы менеджмента качества…………………………………………….. 52

7.6. Организационная структура системы менеджмента качества…………………… 53

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………54

 

Глава 8. Ответственность руководства организации в области качества………..54

 
8.1. Функции высшего руководства организации в области качества………………….54

8.2. Прогнозирование потребностей и ожиданий заинтересованных сторон ………. 55

8.3. Разработка политики и стратегических целей в области качества……………….56

8.4. Взаимодействие организации с заинтересованными сторонами………………... 57

8.5. Внутренний обмен информацией и оценка деятельности в области качества…….58

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………….60

Глава 9. Менеджмент ресурсов в области качества………………………………… 60

9.1. Классификация назначение ресурсов……………………………………………… 60

9.2. Особенности управления человеческими ресурсами……………………………… 63

9.3. Особенности обучения персонала управлению качеством………………………….64

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………..65

 

Глава 10. Современный подход к планированию качества продукции …………..66

10.1. Понятие и цель планирования качества продукции ……………………………… 66.

10.2. Взаимосвязь планирования качества с процессами ЖЦП………………………….67

10.3. Технология планирования качества продукции…………………………………….68

10.4. Подготовка информации и построение матрицы связей …………………………69

10.5. Установление корреляционной связи характеристик качества……..……………71

10.6. Оценка конкурентов…………………….. ………………………………………… 72

10.7. Оценка достижения целевых ориентиров качества продукции………………….74

10.8. Построение интегрированной матрицы планирования качества продукции… 74

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………….75

Глава 11. Функции менеджмента качества, ориентированные на

процессы жизненного цикла продукции…………………………………………………76

11.1. Задачи руководства в управлении процессами ЖЦП………………………………..76

11.2. Планирование процессов жизненного цикла продукции………………………… 77

11.3. Обеспечение качества продукции по процессам жизенного цикла……………….78

11.4. Оперативное управление процессами ЖЦП и качеством продукции…………… 79

11.5. Улучшение качества: принципы, концепция, алгоритм……………………………80

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………………82

 

Глава 12. Контроль качества продукции……………………………………………….82

12.1. Назначение, объекты и процессы контроля качества………………………………..82

12.2. Виды контроля качества продукции…………………………………………………83

12.3. Петля контроля качества продукции…………………………………………………86

12.4. Методы получения информации для оценки качества продукции ………………88.

12.5. Испытания продукции и процессов…………………………………………………..89

12.6. Методы экспертных оценок качества продукции и услуг…………………………..90

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………………92

 

Глава 13. Статистические методы управления качеством………………………..93

13.1. Развитие статистических методов управления качеством………………………..93

13.2. Элементарные методы статистического контроля качества…………………….. 94

13.3. Типы контрольных карт…………………………………………………………… 97

13.4. Техника построения контрольных карт…………………………………………….99

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………… 102

 

Глава 14. Экономика управления качеством продукции………………………… 102

14.1. Классификация затрат в управлении качеством …………………………………102

14.2. Методы расчета затрат в управлении качеством………………………………… 103

14.3. Источники формирования стоимости качества ………………………………… 104

14.4. Оценка несоответствия качества продукции и процессов требованиям ……… 106

14.5. Характер и классификация несоответствий качества продукции требованиям .107

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………108

 

Глава 15. Стандартизация в области качества продукции………………………….107

15.1. Цели, принципы и функции стандартизации…………………………………… 107

15.2. Структура нормативной базы стандартизации……………………………………108

15.3. Характеристика нормативных документов…………………………………………109

15.5. Международные стандарты, действующие в Российской Федерации …………111

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………….112

 

Тема 16. Сертификация продукции и систем качества………………………………115

16.1. Основные понятия, цели и принципы сертификации………………………………115

16.2. Законодательная база сертификации………………………………………………. 117

16.3. Формы сертификация…………………………………………………………………117

16.4. Система сертификации……………………………………………………………… .119

16.5. Схемы сертификации …………………………………………………………………120

16.6. Модель проведения сертификации…………………………………………………..122

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………… 123

Литература………………………………………………………………………………… 123


«Природа не дала нам познания предела вещей»*

Цицерон.