Предмет и задачи учебной дисциплины
С наступлением нового века в Российском обществе и в Министерстве образования РФ, как индикаторе и исполнителе общественной воли, осознан приход нового постиндустриального этапа безопасности человека. Эволюция общественного сознания, настоятельное и непрерывное давление государственных ведомств и общественных организаций, озабоченных обеспечением безопасности, патриотическая и в определенной степени самоотверженная деятельность авторов программ, методистов и преподавателей БЖД – все это вместе взятое обеспечило преодоление рядом руководителей системы образования определенного порога понимания. Стало ясно, что подготовка молодежи к повседневному решению задач безопасности становится в 21 веке судьбоносной для общества на всех его уровнях.
Основы безопасности жизнедеятельности и безопасность жизнедеятельности, провозглашенные образовательной областью, отнесены к естественно - научной области знаний и поставлены, таким образом, в один ряд с классическими образовательными областями: химией, физикой, биологией, экологией, математикой и другими.
Но это значит также, что новая образовательная область должна быть в кратчайшие сроки выведена на уровень других образовательных областей по основным компонентам:
1. Собственная научная база.
2. Качество содержания.
3. Собственная дидактическая методология и качество технологических моделей.
4. Кадровое, материальное и организационное обеспечение.
Исходя из законодательного определения понятия «Безопасность» можно сформулировать определение понятия «Безопасность жизнедеятельности».
«Безопасность жизнедеятельности – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».
В некоторых изданиях дается следующее определение.