Бланк анализа занятия-эксперимента

Тема эксперимента:

Гипотезы детей:

1.

2.

3.

Способ проверки гипотезы:

Самый активный ребенок:

Ребенок, который самостоятельно решил проблему:

Хороший материал имеется в книге Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л. М. Граб.- Волгоград: Учитель, 2012. Здесь есть разработки уроков, рекомендации. Все для работы с детьми.

Речевой этикет – важная часть общего речевого развития.

Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и др..

Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из этих рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистически и эмоционально окрашенные. Например, базовой формуле приветствия «здравствуй(те)» противостоят разговорная формула «привет» и книжная, эмоциональная «очень рад вас приветствовать».

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом общения (с кем, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется с изучением общих правил культурного поведения. Для этого необходимо проводить ролевые игры, в которых ребенок проявит себя на практике и лучше запомнит правила этикета.