Введение (основные компоненты)
Введение должно кратко характеризовать современное состояние изучаемой проблемы. Во введении четко формулируются в указанной ниже последовательности:
· актуальность темы исследования; · степень изученности проблемы (историография); · объект исследования; · предмет исследования; · хронологические рамки исследования; · географические (территориальные) рамки исследования; · цель и задачи работы; · теоретическая (методологическая) основа исследования; · источниковая база · апробация работы · структура работы |
Актуальность темы
Актуальность в широком понимании - это то, что очень важно для настоящего момента. От того как студент правильно понимает и оценивает заявленную тему с точки зрения современности, зависит оценка уровня его научной зрелости и подготовленности. Применительно к курсовой работе или ВКР актуальность темы может быть выведена из:
¾ значимости темы в исторической науке или системе гуманитарных наук, при условии, если тема действительно малоизучена или стала объектом изучения в недавнее время;
¾ изучения темы, которое может дать определенный опыт, применимый в современных условиях;
¾ раскрытия темы работы, которое решает воспитательные задачи;
¾ значимости темы в общем контексте общественно-политической ситуации в стране и в мире и проч.
Степень изученности проблемы. В данном разделе студент сообщает о своем знакомстве с работами и трудами отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривали эту проблему. Необходимо помнить о логике при изложении материала. Заметьте, чем обширней будет круг анализируемых трудов, тем весомее будет выглядеть сама работа, и тем лучшее впечатление произведёт. Однако анализ степени изученности проблемы не сводится к просто механическому перечислению фамилий, имен и отчеств, дополненных аспектами их исследований.
Следует отметить:
· с какого периода рассматриваемая тема составила предмет самостоятельного исследования в исторической науке;
· какие существуют направления или какие можно выделить этапы в развитии историографии проблемы, (обычно здесь анализируются достижения дореволюционной, советской и современной российской и зарубежной историографии или каких-либо историографических школ);
· работы каких авторов внесли значительный вклад в разработку исследуемой проблемы;
· какие вопросы недостаточно освещены.
Историографический обзор завершается кратким выводом, который должен обосновывать научную значимость (актуальность) вашей темы, например: «Таким образом, историографический обзор показал, что предшествующими поколениями отечественных и зарубежных исследователей достигнуты существенные результаты по данной проблеме, однако…» или «Не смотря на достигнутые предшествующие результаты, данное исследование направлено…» и т.д. Далее студенту необходимо определить исследовательский путь своего научного поиска. В этой связи важна чёткая формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступает то, что Вы собираетесь изучать – понятие, явление, процесс, личность и т.п.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесса или аспект проблемы, который собственно и исследуется.
Причём объект мыслится шире, он указывает на область исследования в целом. Предмет гораздо уже - это всего лишь аспект объекта. На предмет направлено основное внимание студента, он определяет тему курсовой работы или ВКР, которая обозначается на титульном листе, как её заглавие.
Хронологические рамки исследования обосновано очерчивают исторический период изучаемой темы.
Географические (территориальные) рамки исследования предполагают краткое описание историко-географических границ территорий, где были локализованы рассматриваемые исторические события (явления).
Далее студент должен сформулировать цель и задачи работы. Цель – это то, чего Вы хотите достичь, изучая тему, к каким результатам надеетесь прийти. Если название исследования может быть сформулировано с учётом возможностей литературного языка, то цель должна быть написана протокольным языком. Например: неприемлемой считается ситуация, при которой название одно, а цель другая. В целом, студенту на протяжении исследования необходимо следить за взаимосвязью темы, объекта, предмета и цели работы, а их повторение и идентичное формулирование не приветствуется. Цель предопределяет выбор методов исследования.
Задачи локализуют цель работы, уточняя тот круг вопросов, которые студент ставит перед собой в данном исследовании. Традиционно задачи исследования должны соответствовать основным разделам содержания работы. Следует помнить, что правило «первая задача – первый параграф» не является аксиомой. Иногда решение одной задачи проходит сквозным образом через все главы, или, наоборот, один параграф содержит в себе решение нескольких задач. В то же время, студенту рекомендуется, формулировать задачи таким образом, чтобы их решение достигалось в рамках соответствующих параграфов. Для постановки задач целесообразно использовать следующие слова: изучить, выявить, проанализировать, установить, выяснить, показать, охарактеризовать, определить, локализовать и т.п.
Например:
Объектом исследования выступает процесс возникновения и распространения языческих представлений у славянских народов, его влияние на материальную и духовную жизнь наших предков. Предметом исследования служит дохристианское мировоззрение и его материальное выражение в языческих культах восточнославянских племен. Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен, т.к. невозможно точно определить с указанием века или тем более года время возникновения у славян четких представлений о природе и окружающем мире, и до конца X в., когда христианские ценности утверждаются у древних славян, в том числе, у восточных, благодаря деятельности князя Владимира. Цель исследования. На основе изучения обрядов, мест отведения культа и иерархии языческих богов создать целостную картину древних дохристианских верований восточных славян. Задачи исследования: - выявить как представляли себе окружающий мир древние славяне; - локализовать области расположения языческих святилищ; - выяснить общее и особенное в способах погребения различных восточнославянских племен; - охарактеризовать древнеславянский культ Солнца; - определить распространенность культа Перуна; - проанализировать иерархию языческого пантеона князя Владимира. |