II. Основная часть.
1. Вступительная часть
41) Изобразительное искусство в Башкортостане как и другие виды искусства, имеет свой истоки. Это народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов бытового назначения. Их цвета созвучны богатой красками природы Башкортостана. Они отзываются в картинах художников, родившихся и выросших в этом чудесном крае. А живут и работают здесь мастера кисти разных национальностей. Их творческая династия начинается со славных имен Касима Давлеткильдеева и Михаила Нестерова.
Сегодня мы знакомимся с первым профессиональным Художником из башкир Касимом Давлеткильдеевым.
2. О жизни и творчества К. Давлеткильдеева.
42) Касим Салиаскарович Давлеткильдеев родился в апреле 1887 в деревне Кугуль Новоселовской волости, Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Благоварского района, в обедневшей дворянской семье. Будучи еще ребенком, он выделялся среди сверстников своей усидчивостью. Мальчик часами работал то карандашом, то кистью. И на белой бумаге появлялись незатейливые картинки.
В его семье почти все, во всяком случае, мужская ее части, увлекались рисованием. Отец Касима Аскар бабай сам был заурядным художником-любителем.
К. Давлеткильдеев с раннего возраста мечтал только о творчестве, хотел быть только художником. Окончил Центральное художественно- промышленное училище барона Штигмиза в Санкт-Петербурге.
По возвращению на родину он становится одним из участников Уфимского художественного кружка.
В 1928-1935 годах совершил ряд экспедиций по районам Башкортостана. В результате поездке он создал пейзажные работы. Основная тема его творчества - быт башкир:
«Девушка-башкирка в голубом» (1928),
«Башкир Ибрагим» (1928) и т.д.
3. Работа по картинам.
43) Сегодня рассмотрим 2 картины К. Давлеткильдеева
Первая картина называется «Девушка-башкирка в голубом», а вторая - «Пушкин среди башкир». Рассмотрим картины.
Где портрет, а где сюжетная картина? Почему?
44) Вспомним, что такое портрет?
(Портрет - это жанр изобразительного искусства, изображение одного или группы лиц)
45) Рассмотрим схему
Портрет
Виды картин | Характер | Число | Размер | Техника |
изображения | изображений | портрета | выполнения |
46) Портретам свойственны оптимизм, мировосприятия художника, душевная гармония, духовная значительность образов.
а) - Итак, ребята, портрет девушки.
47) Что вы видите на переднем плане? (Девушку, которая одета в платье сине-голубого цвета, большие боты, тоненькую бусинку)
-Опишите лицо и позу девушки. (Темные, широко раскрытые глаза смотрят доверчиво, поза несколько застенчива)
48) Что вы видите на заднем плане? (Изображен краешек сундука, покрытый тканью, а на нем паласы, кошма с национальным орнаментом)
49) Значит каждая деталь - характеристика быта башкирского народа, его жизни.
50) Какой цвет преобладает? (синий)
51) Какое впечатление от этого портрета осталось у вас? (мнение учащихся).
б) - Теперь рассмотрим вторую картину.
Эта сюжетная картина.
52) Что вы видите на переднем плане? (Башкиры беседуют с Пушкиным)
53) Что вы видите на заднем плане? (В беседе принимают участие и другие мужчины башкиры, а женщины заняты домашними делами)
-Что еще можете добавить? (виден край башкирской печи, так же как и в первой картине, башкирский быт)
54) Что можете сказать о фоне? (на фоне семейной обстановки)
55) Вернемся к разговору двух мужчин?
-Что можете сказать об образе Пушкина? (В образе Пушкина можно увидеть его гениальность, его пылкая душа заинтересована в судьбе народа. Он с интересом слушает башкира. Подавшись вперед, беседует с ним).
56) Что можете сказать об одежде башкир? (В одежде, как и в описании интерьера, сохранены национальные черты)
57) Какие цвета преобладают? (серый, синий)
58) Какое впечатление осталось у вас после просмотра картин? (ответ учащихся)
3. Закрепление темы.
Итак, мы с вами рассмотрели две картины.
59) Сравните их. В чем отличие и в чем сходство? (1 - портрет, 2 - сюжетная картина. В обеих картинах преобладают серые и синие цвета. Описан башкирский быт и т.д.).
60) Какие эмоции создают обе картины? (Положительные)
III. Заключительная часть.
- Итог (подводят учащиеся)
- Оценивание
- Домашняя работа - написать по одной картине сочинение.