II. Основная часть.

1. Вступительная часть

41) Изобразительное искусство в Башкортостане как и другие виды искусства, имеет свой истоки. Это народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов быто­вого назначения. Их цвета созвучны богатой красками природы Башкор­тостана. Они отзываются в картинах художников, родившихся и вырос­ших в этом чудесном крае. А живут и работают здесь мастера кисти раз­ных национальностей. Их творческая династия начинается со славных имен Касима Давлеткильдеева и Михаила Нестерова.

Сегодня мы знакомимся с первым профессиональным Художни­ком из башкир Касимом Давлеткильдеевым.

2. О жизни и творчества К. Давлеткильдеева.

42) Касим Салиаскарович Давлеткильдеев родился в апреле 1887 в деревне Кугуль Новоселовской волости, Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Благоварского района, в обедневшей дворянской се­мье. Будучи еще ребенком, он выделялся среди сверстников своей усидчивостью. Мальчик часами работал то карандашом, то кистью. И на белой бумаге появлялись незатейливые картинки.

В его семье почти все, во всяком случае, мужская ее части, увле­кались рисованием. Отец Касима Аскар бабай сам был заурядным художником-любителем.

К. Давлеткильдеев с раннего возраста мечтал только о творчестве, хотел быть только художником. Окончил Центральное художественно- промышленное училище барона Штигмиза в Санкт-Петербурге.

По возвращению на родину он становится одним из участников Уфимского художественного кружка.

В 1928-1935 годах совершил ряд экспедиций по районам Баш­кортостана. В результате поездке он создал пейзажные работы. Ос­новная тема его творчества - быт башкир:

«Девушка-башкирка в голубом» (1928),

«Башкир Ибрагим» (1928) и т.д.

3. Работа по картинам.

43) Сегодня рассмотрим 2 картины К. Давлеткильдеева

Первая картина называется «Девушка-башкирка в голубом», а вторая - «Пушкин среди башкир». Рассмотрим картины.

Где портрет, а где сюжетная картина? Почему?

44) Вспомним, что такое портрет?

(Портрет - это жанр изобразительного искусства, изображение одного или группы лиц)

45) Рассмотрим схему

Портрет

Виды картин Характер Число Размер Техника
изображения изображений портрета выполнения

46) Портретам свойственны оптимизм, мировосприятия художни­ка, душевная гармония, духовная значительность образов.

а) - Итак, ребята, портрет девушки.

47) Что вы видите на переднем плане? (Девушку, которая одета в платье сине-голубого цвета, большие боты, тоненькую бусинку)

-Опишите лицо и позу девушки. (Темные, широко раскрытые глаза смотрят доверчиво, поза несколько застенчива)

48) Что вы видите на заднем плане? (Изображен краешек сундука, по­крытый тканью, а на нем паласы, кошма с национальным орнаментом)

49) Значит каждая деталь - характеристика быта башкирского на­рода, его жизни.

50) Какой цвет преобладает? (синий)

51) Какое впечатление от этого портрета осталось у вас? (мнение учащихся).

б) - Теперь рассмотрим вторую картину.

Эта сюжетная картина.

52) Что вы видите на переднем плане? (Башкиры беседуют с Пуш­киным)

53) Что вы видите на заднем плане? (В беседе принимают участие и другие мужчины башкиры, а женщины заняты домашними делами)

-Что еще можете добавить? (виден край башкирской печи, так же как и в первой картине, башкирский быт)

54) Что можете сказать о фоне? (на фоне семейной обстановки)

55) Вернемся к разговору двух мужчин?

-Что можете сказать об образе Пушкина? (В образе Пушкина можно увидеть его гениальность, его пылкая душа заинтересована в судьбе народа. Он с интересом слушает башкира. Подавшись вперед, беседует с ним).

56) Что можете сказать об одежде башкир? (В одежде, как и в опи­сании интерьера, сохранены национальные черты)

57) Какие цвета преобладают? (серый, синий)

58) Какое впечатление осталось у вас после просмотра картин? (ответ учащихся)

3. Закрепление темы.

Итак, мы с вами рассмотрели две картины.

59) Сравните их. В чем отличие и в чем сходство? (1 - портрет, 2 - сюжетная картина. В обеих картинах преобладают серые и синие цве­та. Описан башкирский быт и т.д.).

60) Какие эмоции создают обе картины? (Положительные)

III. Заключительная часть.

- Итог (подводят учащиеся)

- Оценивание

- Домашняя работа - написать по одной картине сочинение.