Г) знакомство с писателем Дж. Г. Киекбаева

- Мы сегодня познакомимся с одним из детских писателей Д. Г. Киекбаевым.

Джалил Гиниятович Киекбаев - выдающийся ученый-языковед с мировым именем. «Человек с душой», отзывался о нем немецкий пи­сатель Фридрих Вольф. Получив в тридцатых годах высшее образо­вание в Москве, профессор Киекбаев долгие годы работал в Башкир­ском государственном университете. Он знал несколько языков. Про­изведения немецкогй, английской, французской литературы свободно читал в оригинале. В своих многочисленных трудах по языкознанию он сделал большие открытия мирового масштаба.

Джалил Киеубаев находил время также заниматься литературно - художественным творчеством. Его роман «Родные и знакомые» стал любимым произведением почитателей его таланта, а «Лесные сказ­ки», написанные специально для детей, много раз издавались на баш­кирском, русском и других языках.

Д) чтение отрывков из книги « Лесные сказки»

- Сегодня мы с вами познакомимся с книгой Дж.Г. Киекбаева «Лесные сказки». Прочитаем отрывки из сказок, (чтение сказки «По­чему медведь без хвоста», «Почему медведь зимой спит»)

- Каким показывает автор в этих сказках медведя? (выслушива­ются ответы учащихся.)

III. Физкультминутка.

Работа с текстом

А) чтение сказки

- В нашей книге есть сказка Дж.Г.Киекбаева «Почему медведь злится на Муравьёв?».

- А теперь прочитаем сказку.

Б) анализ

- Вот мы прочитали ещё одну сказку Киекбаева, чем похожи эти сказки?

- Каким показывает автор медведя, лису?

- Что можно сказать о муравьях?

  1. Обобщение урока

-В каждой сказке есть глубокий смысл, то, что нас учит чему - то хорошему. Чему учит данная сказка?

(Выслушиваются высказывания детей)

Медведь - злой, прожорливый, коварный, сильный.

Муравьи, пчелы - маленькие, беззащитные, трудолюбивые, они приносят пользу, но не могут защитить себя от медведя.

- А в жизни бывают ли люди с таким характером, как у медведя в сказке? Что бы вы сказали таким людям? Что произойдет, если че­ловек с таким характером попадет в лес? Что нужно ему знать? К ка­кому выводу мы пришли?

Вывод:

1) Нужно беречь природу. Не разорять, не разрушать то, что сделано руками других.

2) Нельзя свою силу использовать для разрушения.

3) Нужно жить в согласии и мире с окружающими. Люди долж­ны понимать, что без природы не будет их самих. Поэтому, сделать всё, чтобы сохранить, сберечь её.

- В завершение урока послушаем стихотворение.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!