I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- отгадайте загадки.

Вырос поле колоском, на столе лежит куском.

-Хлеб.

- Сегодня на земле, а завтра на столе.

-Хлеб.

- Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из вели­чайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.

Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт. Недаром его всегда стави­ли на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? Об этом мы узнаем по произве­дениям Д. Юлтыя. А кто же такой Даут Юлтый?

IL 1) Рассказ об авторе.

Даут Юлтый - один из основоположенников башкирской совет­ской литературы, национальной печати и искусства.

Даут Исхакович Юлтый родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтый Юмран Табынской волости Орегбургской губернии (ныне Ивановский район Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Начальной грамоте научил его отец. Окончив медресе в родной деревне, Юлтый несколько лет учился в медресе села Сорокино.

В 1914 году, когда началась империалистическая война, Д. Юлтый был призван в армию. Октябрьскую революция он встре­чает на фронте. В годы гражданской войны работает во фронтовой газете «Красная звезда», назначается военным комиссаром, партсекретарем Туксуранского кантона.

В 1921 году был назначен редактором газеты «Башкортостан», под его руководством издаются комсомольские газеты, журналы «Новый путь», «Знание». В этом же году избирается делегатом Все­российского IX съезда Советов. £ 1925-1926 гг. Юлтый учится в Мо­скве, в институте Красной профессуры, некоторое время работает редактором в Центриздате. В 30-е гг. назначается редактором баш­кирского журнала «Октябрь», газеты «Литературный удар». Тесно сотрудничает с институтом Национальной культуры Башкортостана, является одним из организаторов и руководителей Союза писателей Башкортостана.

В 1937 г. был несправедливо репрессирован и расстрелян, реаби­литирован после осуждения культа личности Сталина.

Творческий путь Д. Юлтыя начался очень рано. Сочинял первые стихи в 11 лет. В 1916-1917 г.г. начинает публиковаться в печати. В творчестве Д. Юлтыя дооктябрьского периода выражены и общие для башкирского литературного движения мотивы и новые тенденции революционно-демократического характера. Стихи «Собирайтесь, свободолюбивые товарищи!», «Женщинам», например свидетельст­вуют о просветительских взглядах автора.

Первая мировая война внесла большие перемены в мировоззре­ние Д. Юлтыя. Если в стихотворении «Шинель», написанном в нача­ле войны, поэт лишь проклинал свою горемычную судьбу, то в по­следующих, например, «Ранец», «Базар крови» он выражает нена­висть, резкий протест против войны.

Революцию Даут Юлтый встречает на платформе большевиков и это внесло существенно новое идейно-тематическое содержание в его поэзию, систему образов и поэтику. В стихотворении «Седлай коня, батыр!», призывая бороться за Советскую власть, новаторски исполь­зует традиции фольклора, его поэтику для создания образа солдата революции.

В 1921 г. в Стерлитамаке, в тогдашнем центре республики Баш­кортостан, государственное издательство выпустило в свет первую книгу Д. Юлтыя «Мелодии Урала», в которую вошли многие стихи поэта, написанные в дореволюционный период и после Октября. Ро­мантическая возвышенность, гиперболизация явлений реальной дей­ствительности, приемы контраста в изображении противоречий вре­мени - вот основные черты стихов, вошедших в этот сборник.

Поворот писателя к теме современности наметился в поэме «Шараф» (1922). В образе героя гражданской войны в конкретных жизненных ситуациях автор стремится показать суть характера чело­века новой эпохи.

Идейно- эстетические установки и творческие устремления Д. Юлтыя в освещении темы современности, в создании характеров нового типа более успешно были реализованы в его поэмах «Майсара» (1932), «Сказка о нефти» (1932), «Айхылу» (1933), созданных в 30-е гг.

Д. Юлтый успешно работал и в области драматургии. Трагедия «Карагул» (1920) заложила основы историко-бытовой драматургии. Остродраматические события определили сюжетную динамику пье­сы, а антагонистический конфликт способствовал рельефному ото­бражению взаимоотношений героев и социальных групп. К 15-летию Башкирского государственного театра драмы (1935) за 15 лет пьеса «Карагул» была сыграна на сцене более 300 раз и вошла в ряд класси­ческих произведений башкирского театра и драматургии. А агитпьесы Д. Юлтыя на современную тему «Колансэс» (1925), «На мельни­це» (1927) заняли ведущее место в репертуаре национального театра.

В 30-е гг. Д. Юлтый продолжал активно работать в жанрах дра­матургии. В 1931-1932 гг. успешно шли в театрах его поэмы о кол­хозной жизни «Кто ты?», о негативных тенденциях - «Аралбаевы». Д. Юлтый работал на современную тему «Найденный Марат», «Янтуря», «По своей дороге» (1930-1932) и на историческую тему «Акшан-бытыр», «Украденная Кюнхылу». Драмой «Макталихылу» Юл­тый развивал традиции и достижения трагедии «Карагул», написан­ной в 1920 гг.

Если поэзия и драматургия Д. Юлтыя тяготеют романтическому стилю, то его проза с самого начала развивалась в реалистической осно­ве. Первым наиболее зрелым его произведением был рассказ «Малень­кий Кутуш» (1919). Проза Д. Юлтыя начала 20-х гг. отмечена интенсив­ными художественными поисками. О формировании и становлении но­вых идейно-эстетических принципов в творчестве Д. Юлтыя свидетель­ствуют рассказы «Философия Тимеркая» (1924), «Артист Халькай» (1926), «Умат» (1926), повесть «Алима, или свадьба старика Мырдыша» (1929). В этих произведениях автор, рисуя типические характеры времени, раскрывает через них особенности нового человека, природы взаи­моотношений личности и истории, личности и коллектива.

Активная общественная и творческая деятельность, личное уча­стие во многих эпохальных событиях, происходящих в стране, усили­ли гражданственность и реалистические основы творчества Д. Юл­тыя. Таковы очерки «Шеф - паровоз» (1930), «Идут от голубых гор», «Баймак», рассказы «Старый бригадир отдыхает», «Камиля» и др.

Д. Юлтый не успел создать большого полотна на современную тему. Его творческая деятельность в первую половину тридцатых годов была сосредоточена в основном на историко-революционной тематике. В 1933 г. он закончил первую книгу романа «Кровь», через три года завершил вторую книгу, готовился создать большую трило­гию. Одновременно Юлтый собирал материалы, намереваясь напи­сать крупное прозаическое произведение о Баймакском заводе.

Основные прозаические произведения Д. Юлтыя связаны с эпохой революционного времени, социалистическим переустройством жизни. Прозаические произведения Д. Юлтыя по тематике и проблематике можно разделить на следующие направления: тема империалистиче­ской войны; тема маленького униженного человека, брошенного в мя­сорубку войны; социально-исторические истоки и условия пробужде­ния или трагедии маленького человека («Кровь», «Философия Тимер- кая»). Тема социального и классового пробуждения, становления, ста­новления национального самосознания ярко показаны в романе «Кровь», в повести «Маленький Кутуш». В рассказах и очерках Д. Юл­тыя, как «Умат», «Халькай - артист», «Шеф - паровоз», «Ахмуш - комсомол», «Алима, или свадьба старика Мырдаша», «На железной дороге» изображается борьба добра и зла, старого и нового, в процессе которого формируется новая личность. В этих произведениях более четко отражены черты переходности и переломное™ эпохи.

В романе «Кровь» Д. Юлтый стремился к глубине и широте обобщения, хотя строгая достоверность придает роману характер со­циальной хроники мемуарного типа. Роман построен по принципу дневника, где последовательно изображается солдатский, быт на вой­не. В этом Д. Юлтый следует примеру А.Барбюса, давшего всемирно известному роману «Огонь» подзаголовок «Дневник взвода».

Стихи под общим названием «Хлеб» Д. Юлтый написал в 20-х годах прошлого столетия.

2) Работа над гербарием.

- какие культурные растения мы знаем.

3) Людей, занимающихся выращиванием зерновых культур, на­зывают хлеборобами. Хлеборобы с осени пашут почву трактором. Д. Юлтый об этом написал в стихотворении «Трактора».

4) А весной боронуют (разравнивают) и ведут сев зерна сеялкой. Чтение текста «Сеялка».