I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- отгадайте загадки.
Вырос поле колоском, на столе лежит куском.
-Хлеб.
- Сегодня на земле, а завтра на столе.
-Хлеб.
- Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.
Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? Об этом мы узнаем по произведениям Д. Юлтыя. А кто же такой Даут Юлтый?
IL 1) Рассказ об авторе.
Даут Юлтый - один из основоположенников башкирской советской литературы, национальной печати и искусства.
Даут Исхакович Юлтый родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтый Юмран Табынской волости Орегбургской губернии (ныне Ивановский район Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Начальной грамоте научил его отец. Окончив медресе в родной деревне, Юлтый несколько лет учился в медресе села Сорокино.
В 1914 году, когда началась империалистическая война, Д. Юлтый был призван в армию. Октябрьскую революция он встречает на фронте. В годы гражданской войны работает во фронтовой газете «Красная звезда», назначается военным комиссаром, партсекретарем Туксуранского кантона.
В 1921 году был назначен редактором газеты «Башкортостан», под его руководством издаются комсомольские газеты, журналы «Новый путь», «Знание». В этом же году избирается делегатом Всероссийского IX съезда Советов. £ 1925-1926 гг. Юлтый учится в Москве, в институте Красной профессуры, некоторое время работает редактором в Центриздате. В 30-е гг. назначается редактором башкирского журнала «Октябрь», газеты «Литературный удар». Тесно сотрудничает с институтом Национальной культуры Башкортостана, является одним из организаторов и руководителей Союза писателей Башкортостана.
В 1937 г. был несправедливо репрессирован и расстрелян, реабилитирован после осуждения культа личности Сталина.
Творческий путь Д. Юлтыя начался очень рано. Сочинял первые стихи в 11 лет. В 1916-1917 г.г. начинает публиковаться в печати. В творчестве Д. Юлтыя дооктябрьского периода выражены и общие для башкирского литературного движения мотивы и новые тенденции революционно-демократического характера. Стихи «Собирайтесь, свободолюбивые товарищи!», «Женщинам», например свидетельствуют о просветительских взглядах автора.
Первая мировая война внесла большие перемены в мировоззрение Д. Юлтыя. Если в стихотворении «Шинель», написанном в начале войны, поэт лишь проклинал свою горемычную судьбу, то в последующих, например, «Ранец», «Базар крови» он выражает ненависть, резкий протест против войны.
Революцию Даут Юлтый встречает на платформе большевиков и это внесло существенно новое идейно-тематическое содержание в его поэзию, систему образов и поэтику. В стихотворении «Седлай коня, батыр!», призывая бороться за Советскую власть, новаторски использует традиции фольклора, его поэтику для создания образа солдата революции.
В 1921 г. в Стерлитамаке, в тогдашнем центре республики Башкортостан, государственное издательство выпустило в свет первую книгу Д. Юлтыя «Мелодии Урала», в которую вошли многие стихи поэта, написанные в дореволюционный период и после Октября. Романтическая возвышенность, гиперболизация явлений реальной действительности, приемы контраста в изображении противоречий времени - вот основные черты стихов, вошедших в этот сборник.
Поворот писателя к теме современности наметился в поэме «Шараф» (1922). В образе героя гражданской войны в конкретных жизненных ситуациях автор стремится показать суть характера человека новой эпохи.
Идейно- эстетические установки и творческие устремления Д. Юлтыя в освещении темы современности, в создании характеров нового типа более успешно были реализованы в его поэмах «Майсара» (1932), «Сказка о нефти» (1932), «Айхылу» (1933), созданных в 30-е гг.
Д. Юлтый успешно работал и в области драматургии. Трагедия «Карагул» (1920) заложила основы историко-бытовой драматургии. Остродраматические события определили сюжетную динамику пьесы, а антагонистический конфликт способствовал рельефному отображению взаимоотношений героев и социальных групп. К 15-летию Башкирского государственного театра драмы (1935) за 15 лет пьеса «Карагул» была сыграна на сцене более 300 раз и вошла в ряд классических произведений башкирского театра и драматургии. А агитпьесы Д. Юлтыя на современную тему «Колансэс» (1925), «На мельнице» (1927) заняли ведущее место в репертуаре национального театра.
В 30-е гг. Д. Юлтый продолжал активно работать в жанрах драматургии. В 1931-1932 гг. успешно шли в театрах его поэмы о колхозной жизни «Кто ты?», о негативных тенденциях - «Аралбаевы». Д. Юлтый работал на современную тему «Найденный Марат», «Янтуря», «По своей дороге» (1930-1932) и на историческую тему «Акшан-бытыр», «Украденная Кюнхылу». Драмой «Макталихылу» Юлтый развивал традиции и достижения трагедии «Карагул», написанной в 1920 гг.
Если поэзия и драматургия Д. Юлтыя тяготеют романтическому стилю, то его проза с самого начала развивалась в реалистической основе. Первым наиболее зрелым его произведением был рассказ «Маленький Кутуш» (1919). Проза Д. Юлтыя начала 20-х гг. отмечена интенсивными художественными поисками. О формировании и становлении новых идейно-эстетических принципов в творчестве Д. Юлтыя свидетельствуют рассказы «Философия Тимеркая» (1924), «Артист Халькай» (1926), «Умат» (1926), повесть «Алима, или свадьба старика Мырдыша» (1929). В этих произведениях автор, рисуя типические характеры времени, раскрывает через них особенности нового человека, природы взаимоотношений личности и истории, личности и коллектива.
Активная общественная и творческая деятельность, личное участие во многих эпохальных событиях, происходящих в стране, усилили гражданственность и реалистические основы творчества Д. Юлтыя. Таковы очерки «Шеф - паровоз» (1930), «Идут от голубых гор», «Баймак», рассказы «Старый бригадир отдыхает», «Камиля» и др.
Д. Юлтый не успел создать большого полотна на современную тему. Его творческая деятельность в первую половину тридцатых годов была сосредоточена в основном на историко-революционной тематике. В 1933 г. он закончил первую книгу романа «Кровь», через три года завершил вторую книгу, готовился создать большую трилогию. Одновременно Юлтый собирал материалы, намереваясь написать крупное прозаическое произведение о Баймакском заводе.
Основные прозаические произведения Д. Юлтыя связаны с эпохой революционного времени, социалистическим переустройством жизни. Прозаические произведения Д. Юлтыя по тематике и проблематике можно разделить на следующие направления: тема империалистической войны; тема маленького униженного человека, брошенного в мясорубку войны; социально-исторические истоки и условия пробуждения или трагедии маленького человека («Кровь», «Философия Тимер- кая»). Тема социального и классового пробуждения, становления, становления национального самосознания ярко показаны в романе «Кровь», в повести «Маленький Кутуш». В рассказах и очерках Д. Юлтыя, как «Умат», «Халькай - артист», «Шеф - паровоз», «Ахмуш - комсомол», «Алима, или свадьба старика Мырдаша», «На железной дороге» изображается борьба добра и зла, старого и нового, в процессе которого формируется новая личность. В этих произведениях более четко отражены черты переходности и переломное™ эпохи.
В романе «Кровь» Д. Юлтый стремился к глубине и широте обобщения, хотя строгая достоверность придает роману характер социальной хроники мемуарного типа. Роман построен по принципу дневника, где последовательно изображается солдатский, быт на войне. В этом Д. Юлтый следует примеру А.Барбюса, давшего всемирно известному роману «Огонь» подзаголовок «Дневник взвода».
Стихи под общим названием «Хлеб» Д. Юлтый написал в 20-х годах прошлого столетия.
2) Работа над гербарием.
- какие культурные растения мы знаем.
3) Людей, занимающихся выращиванием зерновых культур, называют хлеборобами. Хлеборобы с осени пашут почву трактором. Д. Юлтый об этом написал в стихотворении «Трактора».
4) А весной боронуют (разравнивают) и ведут сев зерна сеялкой. Чтение текста «Сеялка».