IV часть
Учитель: Также на празднике устраивали разные конкурсы, загадывали загадки. А сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд.
1 и | г | о | л | к | а | ||||
2м | о | р | к | о | в | ь | |||
Зр | а | к | е | т | а | ||||
4 ч | а | с | ы | ||||||
5у | л | и | т | к | а | ||||
6н | о | ж | н | и | ц | ы | |||
7с | а | м | о | л | ё | т | |||
8я | б | л | о | к | о | ||||
9б | е | л | к | а | |||||
10 б | а | б | о | ч | к | а | |||
11к | о | ш | к | а | |||||
12 р | а | к | |||||||
1. Одноглазая старушка узоры вышивала.
2. Сидит девица в темнице, а коса на улице.
3. Ни перьев, ни крыла, а быстрее орла, только выпустит хвост - понесется до звезд.
4. Мы ходим ночью, ходим днем Но никуда мы не уйдем
Мы бьем исправно каждый час. А вы друзья не бойтесь нас
5. Кто на себе свой дом таскает?
6. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
7. Что за птица: песен не поет, гнездо не вьет, людей и груз везет.
8. Я румяную матрешку От подруг не сорву Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву.
9. Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы.
10 .Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
11Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается.
12 Не кузнец, а с клещами.
Учитель: Фольклорист А.Н.Киреев считает, что праздники «Воронья каша» или «Грачиная каша» отражали в прошлом тожемную связь людей и птиц. Отражением тожемистических верований является легенда о воронах, воспитавших человеческого детеныша. Давайте ребята, споём с вами песню, которую разучили о воронёнке из человеческого рода:
Оставляем свое дитя
О, вороны, присмотрите!
Враг нас настигает
Спешим укрыться.
Припев: Ай тарира - тира - рам.
Тарира - тира - тирарам!
Ах, вороны, тысяча благодарностей,
Ведь жив наш ребенок.
Дайте его нам,
Скорее на руки!
Припев: Ай тарира - тира - рам.
Тарира - тира - тирарам!
Ой, дорогое дитятко
Стал ведь ты вороненком
Ты на руках отца, матери
Поверишь, хот посмотри на нас!
Припев: Ай тарира - тира - рам.
Тарира - тира - тирарам!
Учитель: Молодцы, ребята.
V. Итог урока:
- Ребята, что нового узнали на сегодняшнем занятии?
Ответы детей: Сегодня мы узнали много интересного о том, как проводился праздник. Мы сами поиграли в игру «Ак тирэк, кук тирэк».
Учитель: Да, ребята, башкирские народные праздники дошли до наших дней. Наш народ уважает традиции и обычаи своих предков, потому что в истории народа отражается история страны. А мы с вами, ребята, должны изучить, уважать и передавать будущему поколению славные традиции дедов и отцов.