IV. Анализ произведения поэта.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Присяга народу»

Не я сочинил свои песни,

Не я их насытил огнем, -

Народ мой горячий и честный

Их складывал в сердце своем!

Не жалуюсь на неудачу,

На холод студеных дорог,

О доле народа я плачу,

О том, что он слаб и убог.

Пусть жертвой безвременно лягу,

Пусть юности минет пора, -

Народу принес я присягу

Из золота и серебра! (1914)

 

- Беседа после знакомства с произведением.

1) О каком времени говорится в произведении?

2) О чём беспокоится поэт?

Литературный анализ произведения

3) Какие эмоции вызывает это стихотворение у вас?

4) Какие слова подчёркивают любовь поэта к родине?

5) В чём видит поэт свою главную задачу?

6) Объясните смысл четвёртой строфы.

7) Какие качества автора раскрывает это стихотворение?

8) Обратите внимание, какие сравнения подбирал молодой поэт. Недаром другой известный литератор Башкортостана Галимжан Ибра­гимов высказался об этом: «Он писал так свободно и красиво, будто иг­рал с самоцветами, то собирая их, то разбрасывая, то вновь собирая».

Девочка. Говорили, что Шайхзада был талантлив во всём. Вели­колепно играл в спектаклях, виртуозно исполнял татарские и башкир­ские мелодии на мандолине. Не поверите, он мог запросто, забавы ради сыграть на мандолине... пальцами ног.

Учитель. Откройте рабочую тетрадь к учебнику «Живые родни­ки», выполните письменно задание № 26. Нужно вписать название произведений поэта. Если затрудняетесь, перечитайте стихотворения на страницах 185-188 учебника.