IV. Закрепление пройденного материала.
Пользуясь учебником, ответить на вопросы. (Раздаются листочки с вопросами)
1) Какие творческие и научные организации были эвакуированы из Украины и работали в годы ВОВ в Уфе?
2) Кому принадлежат слова: «За годы войны Уфа стала для нас родным городом, и дружба наша в общей работе на оборону страны ещё более возросла и окрепла»?
3) Какой украинский журнал в годы войны издавался в Уфе, кто был его редактором?
4) Кто из украинских поэтов изучал творчество Р. Нигмати, переводил его стихи на русский язык?
5) Кому принадлежит книга очерков о жизни трудящихся Башкортостана «Солнце Башкирии»?
V. Подведение итогов.
— Что отражалось в творчестве украинских писателей, живших в годы войны в Башкирии? О чём были их произведения?
Таким образом, если в произведениях литераторов-фронтовиков, созданных в годы Великой Отечественной войны, был воспет героизм бойцов из Башкирии, которые вместе с другими народами нашей страны защищали свое родное Отечество, то в творчестве писателей, живших в годы войны в Башкирии, отразилась напряженная жизнь и самоотверженная работа тружеников тыла. Русская, украинская и башкирская литература этого периода - яркое свидетельство того, как в горниле войны дружба народов не только выдержала все испытания, но еще больше закалилась и окрепла.
VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения Михаила Шевченко «Моя фамилия», ответить на вопросы (стр. 176 учебника).
УРОК 12.
Тема: Башкирская опера и Баязит Бикбай
Цели:
- познакомить детей с башкирской оперой, дать определения понятиям «опера», «либретто»;
- познакомить с жизнью и творческой деятельностью Баязита Бикбая;
- воспитывать интерес к изучению творчества башкирских деятелей искусств, приобщать к истокам народной культуры.
Оборудование: портрет Б. Бикбая и 3. Исмагилова, книги с произведениями Б. Бикбая, пластинка с операми 3. Исмагилова, проигрыватель, фотография Башкирского театра оперы и балета в г. Уфе.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Сообщение темы урока (записано на доске)
- Прочитайте тему нашего урока.
III. Башкирская опера.
Беседа. Понятие «опера».
- Первая часть темы нашего урока звучит гак «Башкирская опера».
- На каком уроке вы познакомились с оперой?
- Что такое опера, кто может сказать?
Чтение определения на доске:
«Опера - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре.
- Опера - музыкальный спектакль, в котором только поют, действие происходит в театре, на сцене с декорациями. Все исполнители выступают в костюмах».