IV. Беседа по картине А.Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем»

- Какое время года изображено на картине?

- По каким признакам можно определить, что это весна?

- Какие краски, цветовые оттенки преобладают в этом пейзаже?

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

На этой картине изображена встреча двух достойных представи­телей братских народов: Мажита Гафури и Габдуллы Тукая.

Весной 1912 года 26-летний Тукай приехал в Уфу. Узнав о его приезде народ переживал радостное ликование. Г.Тукая хорошо знали и любили в Башкирии, его стихи рассказывали наизусть и взрослые, и дети.

Чтобы не встревожить людей, поэт в железнодорожном вокзале нанял извозчика, незаметно поехал в центр города Уфы и устроился в подсобном помещении книжного магазина «Сабах» Об этом сообщи­ли М. Гафури. Здесь они встретились.

Этот приезд Г.Тукая в Уфу был первым и последним. В 1913 го­ду он умер.

Встречу двух великих поэтов художник А. Арсланов изобразил на картине «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем». Народный поэт Баш­кортостана Сайфи Кудаш написал об этом повесть «Весне навстре­чу».

V. Работа над рассказом М. Гафури «Дикий гусь»

Целевая установка

- Сегодня на уроке прочитаем рассказ М. Гафури «Дикий гусь» О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

Чтение первой части рассказа учителем

- Каким выглядит озеро Аккуль весной, летом, осенью?

Чтение второй части рассказа заранее подготовленным учеником

- О чем мечтал мальчик, когда ходил к озеру привести коня до­мой?

Чтение третьей части по абзацам «по цепочке»

- Как мальчик обнаружил в камышах одинокую раненую птицу?

Чтение четвертой части про себя

- Понравилось ли дикому гусю на руках у мальчика?

- Расскажите, как встретили домашние гуси появление гостя у себя во дворе?

Чтение пятой части заранее подготовленным учеником

-Почему поправившийся гусь не захотел весной остаться во дворе, а примкнул к своей стае?

Подведение итогов урока

- Понравился ли вам этот рассказ?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Кто автор этого произведения?

- Что вы запомнили о нем?

Домашнее задание:

- Ответить на 6 и 7 вопросы учебника в конце рассказа (с. 160)

- По желанию нарисовать рисунок к рассказу, который хотели бы увидеть в учебнике

- прочитать статью о М. Гафури родителям.

УРОК 6.