Новую работу, продвижения по службе, внесения изменений в за-

Конодательство, при реорганизации, аттестации и т.п. Заключи-

Тельный этап состоит в оценке результатов обучения, которая

Включает итоги обучения, определение степени подготовки, эконо-

Мическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.

Весьма важно знать существующие методы, приемы обучения и

уметь рационально их использовать в управленческой деятельности:

Рабочие инструкции —для работ, не требующих специального или

Длительного обучения; переходное обучение —на курсах с исполь-

Зованием тренажеров; имитация —аналогия или воспроизведение

Реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или от-

личается большой сложностью (например, подготовка летчиков);

Ролевые игры; обучение претендентов для расширения кругозора и

Улучшения мыслительного процесса, фильмы и телепередачи, лек-

Ции; дискуссии; ротация —временное использование кадров на

Других постах (важна для обучения менеджеров); использование

Персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях

Промышленности; дистанционное обучение.

Глава 18. Управление персоналом предприятия 327

Руководство предприятия должно решить, какой из методов

Обучения наиболее приемлем для той или иной категории работни-

Ков или отдельного работника.

Руководители служб по управлению персоналом обязательно долж-

Ны оценивать результаты обучения. Для этого используется балльная

Шкала оценки ответов на ряд вопросов. Прежде всего это непосредст-

Венная реакция участников учебного процесса —насколько понрави-

Лось им содержание учебного курса? Была ли профамма интересной?

Далее важно контролировать, появились ли у обучающихся лиц новые

Полезные знания. Приоритетными качественными ориентирами явля-

Ются профессионализм, коммуникации, технические навыки.

Сущность повышения квалификации состоит в расширении и

Углублении теоретических и практических знаний по той же про-

Фессии или специальности. Потребность в повышении квалифи-

Кации —закономерный и объективный процесс, связанный с раз-

Витием производительных сил. Квалификационный уровень ра-

Ботника должен соответствовать или даже быть выше требований,

Предъявляемых производством.

Основные формы повышения квалификации: производственно-

Технические курсы, школы по изучению передовых методов труда,

Курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и

Специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, ин-

Ституты и факультеты повышения квалификации инженерно-