Симума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться
В связи с увеличением расходов на рекламу и другие марке-
тинговые мероприятия;
•насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост
Продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продол-
жает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
•спад представляет собой период резкого снижения продаж, а
Затем и прибыли.
Вернемся к поз. 2 на рис. 15.1. Предприятие на входе потребля-
Ет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате произ-
Водственного процесса на выходе получить трансформированные
Ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содер-
Жание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики
Предприятия в известной мере безразличны производимый продукт,
Избранная технология производства, состав и квалификационный
Уровень кадров. Единственное, что ее интересует, —это соотноше-
Ние в использовании ресурсов, которое предполагает, что доходная
Часть выше расходной (рентабельная работа предприятия) или рас-
Ходная часть выше доходной (убыточная работа предприятия), или,
Наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предпри-
Ятия в условиях самоокупаемости).
Как работает предприятие —прибыльно, убыточно или в рам-
Ках самоокупаемости —в существенной мере зависит от форм и
Методов преобразования и может быть определено рядом как част-
Ных, так и общих показателей эффективности. Целесообразно по-
Строить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами
на выходе;
F
L
F
М
s
V
V/L
V/F
V/M
V-S
L
L/V
F
F/V
М
M/V
S
VS
Глава 15. Рыночная модель предприятия 263
где V —общий объем валовой или чистой продукции, руб.;
L —средняя численность работников;
F —среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
М —текущие материальные затраты на производство продукции, руб.;
S —себестоимость продукции, руб.
Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но,
Рассматривая вертикаль и первую горизонталь, видим, что элемен-
Ты составляют важные показатели эффективности производствен-
ной деятельности предприятия:
V/L —объем произведенной продукции на число занятых — производительность живого труда;
L/V ~ трудоемкость производимой продукции, показывает,
Сколько единиц живого труда потребуется для изготовления еди-
ницы продукции;
V/L, L/V —эффективность использования живого труда;