Симума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться

В связи с увеличением расходов на рекламу и другие марке-

тинговые мероприятия;

•насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост

Продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продол-

жает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

•спад представляет собой период резкого снижения продаж, а

Затем и прибыли.

Вернемся к поз. 2 на рис. 15.1. Предприятие на входе потребля-

Ет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате произ-

Водственного процесса на выходе получить трансформированные

Ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содер-

Жание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики

Предприятия в известной мере безразличны производимый продукт,

Избранная технология производства, состав и квалификационный

Уровень кадров. Единственное, что ее интересует, —это соотноше-

Ние в использовании ресурсов, которое предполагает, что доходная

Часть выше расходной (рентабельная работа предприятия) или рас-

Ходная часть выше доходной (убыточная работа предприятия), или,

Наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предпри-

Ятия в условиях самоокупаемости).

Как работает предприятие —прибыльно, убыточно или в рам-

Ках самоокупаемости —в существенной мере зависит от форм и

Методов преобразования и может быть определено рядом как част-

Ных, так и общих показателей эффективности. Целесообразно по-

Строить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами

на выходе;

F

L

F

М

s

V

V/L

V/F

V/M

V-S

L

L/V

F

F/V

М

M/V

S

VS

Глава 15. Рыночная модель предприятия 263

где V —общий объем валовой или чистой продукции, руб.;

L —средняя численность работников;

F —среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

М —текущие материальные затраты на производство продукции, руб.;

S —себестоимость продукции, руб.

Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но,

Рассматривая вертикаль и первую горизонталь, видим, что элемен-

Ты составляют важные показатели эффективности производствен-

ной деятельности предприятия:

V/L —объем произведенной продукции на число занятых — производительность живого труда;

L/V ~ трудоемкость производимой продукции, показывает,

Сколько единиц живого труда потребуется для изготовления еди-

ницы продукции;

V/L, L/V —эффективность использования живого труда;