Оптимизация образа власти или политической структуры

Положительный образ лидера, проводимой им политики и ок-ружающих его людей — необходимое условие успеха политики, осо-бенно политики реформ. <...> Роль психологов сводится не к тому, чтобы «сделать» из данного политика человека, который понравится


избирателям. Во-первых, это невозможно, переделывать человека бес-смысленно, во-вторых, как уже говорилось, у действующих полити-ков нет ни времени, ни сил на «работу над собой». Психологи работа-ют с тем «материалом», который есть. Они должны давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а также образа его окружения, атрибутируемых ему мотивах, его положительных и отрицательных чертах, как они подаются средствами массовой ин-формации. При этом основное внимание следует уделять телевидению — газеты ориентируются на свою специфическую аудиторию с уже сформированными взглядами. Телевизионная же аудитория универ-сальна, любое изменение акцентов в телевизионных программах воз-действует на группу граждан с еще не сформировавшимися установ-ками, т.е. на ту группу, за симпатии которой и идет борьба.

Каждое выступление политика может стать предметом про-фессионального анализа (оптимальным представляется сочетание кон-тент-анализа и экспертной оценки). Если переделывать человека — задача невыполнимая, то давать ему обратную связь, показывать, где он упустил возможности пойти навстречу ожиданиям людей, успоко-ить их или что-то объяснить, когда был излишне формален или высо-комерен, а когда проявил действительное понимание аудитории, — дело и возможное, и полезное. Естественно, такая работа бесконечно далека от серьезного коммуникативного тренинга, но при наличии у политика мотивации и таланта к общению она может дать определен-ные плоды. В нашей профессиональной компетенции находится и стратегия формирования образа: какую следует давать информацию о семье и детстве, как добиться того, чтобы граждане воспринимали лидера не только профессиональным, но и честным, не только реши-тельным, но и осторожным и т.д.

Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров. Эта несколько экзотическая работа необходима тогда, ког-да осуществляется подготовка к контакту с малознакомым партне-ром, будь то союзник или противник. Чаще всего речь может идти о зарубежных лидерах, хотя в некоторых случаях такая работа может быть целесообразна и внутри страны. В зависимости от степени серьез-ности проблемы и срочности задания это может быть и очень серьез-ное исследование с привлечением самого разнообразного материала, а может быть и краткий, весьма поверхностный очерк. Цель порт-рета — помочь лидеру подготовиться к встрече, представить себе, ка-ких реакций следует ожидать, какие приемы могут быть эффективны в общении с данным человеком. Такого рода работа проводится во многих странах, но никто не знает, пользуются ли ее результатами те, для кого она предназначена. Можно предположить, что если и да, то лишь на самом начальном этапе взаимодействия, после чего, как и положено нормальному человеку, начинают больше доверять собствен-ной интуиции, чем написанным заранее инструкциям. <...>


Последнее замечание о методах. Отсутствие четко расписанных технологий может, конечно, вызывать раздражение. Но вспомним из-вестное определение «Политика — искусство возможного». В нем под-черкивается последнее слово. Но первое — не менее важно. Поли-тика — это искусство, где лишь интуиция и опыт позволяют эффек-тивно использовать огромный массив знаний и весьма ограниченный набор стандартных примеров. Психология в политике — тоже искусст-во. Как, впрочем, и любое ремесло.

Е.М. Дубовская, О.А. Тихомандрицкая

О СТРАТЕГИЯХ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ*