Выполнение.
Для построения таблицы Успеваемость необходимо выполнить следующие операции:
1) Спроектировать выходную форму документа. Для этого присвоить каждой его графе соответствующий столбец, а каждой строке документа – соответствующую строку электронной таблицы.
2) Переименовать Лист1 на Успеваемость, выполнив команду Формат → Лист → Переименовать.
3) Ввести заголовок таблицы в ячейку с адресом А1. Для расположения заголовка по центру таблицы выделить диапазон ячеек А1:F1 и выполнить команду Главная → Формат → Формат Ячейки-вкладка Выравнивание →по горизонтали установить – по центру выделения.
4) Ввести названия столбцов таблицы. Для этого:
• Объединить ячейки А3 и А4, для чего выделить их, и выполнить команду Формат → Ячейки→ вкладка Выравнивание, установить флажок – объединение ячеек. Для расположения названия первого столбца таблицы по центру выделенного диапазона в этом же окне установить выравнивание по центру (вертикальное и горизонтальное). Затем ввести название "Группа".
• Аналогичные действия выполнить для ввода названия второго столбца таблицы – "№ зачетки", объединив ячейки В3 и В4.
• Ввести в ячейку С3 заголовок "Экзаменационные оценки" и расположить его по центру трех столбцов. Для этого выделить диапазон ячеек С3:Е3 и выполнить команду Формат → Ячейки →вкладка Выравнивание, установить по горизонтали – по центру выделения.
• В ячейки С4, D4, Е4 ввести соответственно названия столбцов: Математика, Информатика, Философия.
• Для ввода названия последнего столбца "Средний балл студента" дополнительно к уже описанным действиям необходимо установить флажок – переносить по словам, чтобы текст распределился внутри выделенного диапазона в несколько строк.
• Аналогичным образом объединить ячейки A17 и B17 и ввести текст "Средний балл по дисциплине".
В результате получим таблицу:
5) Ввести формулы в соответствующие ячейки таблицы:
Установить режим отображения формул в таблице, выполнив команду Формулы → Зависимости Формул → Показать Формулы.
Вставить функцию вычисления среднего балла первого студента. Для этого выполнить действия:
• Поместить курсор в ячейку F5;
•выполнить команду Формула → Автосумма → Среднее.
•на втором шаге задать аргументы функции. Для этого установить курсор в поле := СРЗНАЧ(А5:E5). и ввести адрес диапазона ячеек С (английскими символами) либо выделить мышью диапазон С5:E5;
•Нажать кнопку [ОК].
Скопировать формулу из ячейки F5 в диапазон ячеек F6:F16.
Для вычисления среднего балла по математике курсор установить в ячейку С17 и ввести формулу =СРЗНАЧ(С5:С16), а затем скопировать ее в ячейки D17 и Е17. Для получения результата с одним десятичным знаком выделить диапазоны ячеек с формулами и выполнить команду Формат → Ячейки →вкладка Число. Затем установить числовой формат с числом десятичных знаков – 1.
6) Отформатировать таблицу. Для этого выделить таблицу (диапазон A3:F17) и провести горизонтальные и вертикальные линии, выполнив команду Главная → Формат → Формат Ячеек→ вкладка Граница. В открывшемся диалоговом окне выбрать тип и цвет линии, внешние и внутренние границы.
7) Защитить таблицу.Таблица должна быть защищена таким образом, чтобы пользователь мог вводить в нее только исходные данные, но не иметь доступ к ячейкам, значение которых не должно изменяться (шапка таблицы, формулы). В данной таблице область исходных данных расположена в диапазоне А5:Е16. Для этого необходимо:
• выделить диапазон ячеек А5:Е16;
• выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Защита– убрать флажок Защищаемая ячейка;
• выполнить команду Главная → Формат Ячейки → Защитить лист.
8) Закрепить шапку таблицы для фиксации заголовков столбцов, которые будут оставаться на экране при прокрутке листа. Для этого:
• установить курсор в ячейку, находящуюся в левом верхнем углу под шапкой таблицы, т.е. в ячейку А5;
• выполнить команду Окно → Закрепить области.
9) Заполнить таблицу исходными данными, которые приведены в документе. Для расположения данных в столбцах таблицы по центру необходимо выделить ячейки соответствующего столбца и выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Выравнивание-по горизонтали установить – по центру.
Таблица в режиме формул выглядит:
10) Установить режим отображения на экране значений, выполнив команду Формулы → Зависимости Формул – снять флажок Показать Формулы.
11) Сохранить таблицу на диске под именем ПСФ_Иванов.xlsх.
Таблица Список – "Список студентов группы ПМФ 1-го курса" формируется аналогичным образом на листе Список. Необходимо создать ее самостоятельно в соответствии с приведенной формой.
Контрольные вопросы
1. Копирование и перемещение методом перетаскивания?
2. Как копировать и перемещать данные через буфер обмена?
3. Что такое автозавершение?
4. Как произвести автозаполнение?
5. Использование стандартных функций.
6. Категории функций.
7. Относительный и абсолютный адрес ячейки.
8. Настройки числовых форматов.
9. Как защитить таблицу?
10. Формулы в Excel.
Варианты заданий
Заполнить таблицы задания 5.1 по принципу:
– список начинается со своей фамилии;
– группа 1130 + n, где n – номер по журналу.
– номер зачетки – поставить № номер своей зачетки, остальные – произвольно.
Построение диаграмм в Excel
Теоретические сведения
Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых была построена, и при их изменении немедленно меняет свой вид.
Для создания большинства диаграмм, например для линейчатых диаграмм и гистограмм, можно воспользоваться данными из строк и столбцов листа. Однако для некоторых типов диаграмм, например, для круговых и пузырьковых, требуются специально организованные данные.
Выбор типа диаграммы.На первом этапе работы выбирается форма диаграммы.
Втрой этап служит для выбора данных.
Третий этап состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках задаются:
• заголовок диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки);
• отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси);
• отображение сетки дополнительных линий (вкладка Линии сетки);
• описание построенных графиков (вкладка Легенда);
• отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных);
• представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблицы данных);
Размещение диаграммы.Диаграмма может располагаться на этом же или отдельном листе.
Редактирование диаграммы.Готовая диаграмма состоит из набора отдельных элементов (ряды данных, оси, подписи, область построения и пр.), каждый из которых можно изменить.
Практическая часть
1. На вкладке Вставкав группе Диаграммы выполните одно из следующих действий.
– Выберите вид диаграммы и затем, подвид диаграммы, который необходимо использовать.
– Для просмотра доступных видов диаграмм выберите вид диаграммы и затем, щелкните пункт Все виды диаграмм для вызова диалогового окна Вставка диаграммы, используйте стрелки для просмотра имеющихся видов и подвидов диаграмм, и затем выберите нужный.
Диаграмма размещается на листе в виде внедренной диаграммы. Если необходимо поместить диаграмму на отдельный лист диаграммы, то измените ее размещение:
1. Щелкните внедренную диаграмму или лист диаграммы для отображения инструментов для работы с диаграммой.
2. На вкладке Конструктор в группе Расположение нажмите кнопку Переместить диаграмму.
3. В разделе Разместить диаграмму выполните одно из следующих действий:
– Для вывода диаграммы на лист диаграммы выберите параметр на отдельном листе.
– Чтобы заменить предложенное имя диаграммы, введите новое имя в поле на отдельном листе.
– Для вывода диаграммы в виде внедренной диаграммы на листе выберите параметр на имеющемся листе и выберите лист в поле на имеющемся листе.
Чтобы быстро создать диаграмму на основе типа диаграммы по умолчанию выберите данные, которые следует использовать для ее построения, и нажмите клавиши ALT+F1 или F11. При нажатии клавиш ALT+F1 диаграмма будет отображена как внедренная диаграмма; при нажатии клавиши F11 — на отдельном листе диаграммы.
Если при создании диаграмм часто используется определенный тип диаграмм, можно установить этот тип в качестве типа диаграмм по умолчанию. После выбора типа и вида диаграммы в диалоговом окне Вставка диаграммы нажмите кнопку Сделать стандартной.
При создании диаграммы открывается доступ к инструментам для работы с диаграммой: отображаются вкладки Конструктор, Макет и Формат. Команды этих вкладок можно использовать для изменения представления данных на диаграммах. Например, вкладка Конструктор используется для отображения рядов данных по строкам или по столбцам, внесения изменений в исходные данные, изменения размещения диаграммы, изменения типа диаграммы, сохранения диаграммы в качестве шаблона или выбора предварительно определенных параметров макета и форматирования. Вкладка Макет используется для изменения таких элементов диаграммы, как заголовки диаграмм и подписи данных, использования инструментов рисования, а также добавления к диаграмме текстовых полей и рисунков. Вкладка Формат позволяет добавлять заливку цветом, изменять тип линий или использовать специальные эффекты.
Для построения используют группа Диаграммы на вкладке Вставкаглавного меню.
Задание 5.2. Построить объемную круговую диаграмму, иллюстрирующую сведения о средних баллах, полученных студентами в экзаменационную сессию.