SWOT - анализ предприятия
Сильные стороны | Возможности |
Слабые стороны | Угрозы |
В третьем разделепроводится анализ реализации функций управления на исследуемом предприятии. В качестве функций управления рассматривают планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Функция планирования заключается в определении целей и путей их достижения. Можно выделить следующие виды планов.
Стратегический план - план, в котором отражают сегодняшние шаги предприятия, направленные на формирование его будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе его составления формулируются цели предприятия, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.
В рамках стратегического плана определяются:
• продукты, услуги, рынки и их сегменты, с которыми предприятие собирается работать;
• стратегии маркетинга и принципы поведения по отношению к партнерам, потребителям, конкурентам;
• направления распределения ресурсов;
• программа маркетинга;
• пути перестройки организационной структуры;
• источники финансирования;
• направления диверсификации, слияний и поглощений.
Перспективные планы нацелены на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия, В рамках перспективного планирования создаются планы разработки новых продуктов, снижения издержек, инноваций, приобретений, маркетинга, производства, инвестиций, материально-технического снабжения, развития системы управления, социальных мероприятий, план по труду, финансовый план. Специфической формой перспективного плана является бизнес-план.
Текущие планы, представленные краткосрочными и оперативными планами. Краткосрочные планы охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам. В этих планах увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Они охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Эти планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Элементами годового плана обычно являются: производственная программа; план развития предприятия (внедрение новой техники, изменение технологии, снятие с производства отдельных видов продукции); план маркетинга и сбыта; план по себестоимости и рентабельности: план по материально техническому снабжению; план по труду и кадрам; финансовый план. Оперативные планы - детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов. К ним относятся оперативно-календарные планы запуска-выпуска изделий и сменно-суточные задания.
При анализе реализации функции планирования о курсовойработе следует отразить:
какие виды планов разрабатываются на предприятии
кто осуществляет процесс планирования;
какие способы составления планов используются;
какие существуют недостатки в планировании.
Функция организации заключается в формировании структуры предприятия (организационной структуры), которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.
Организационная структура - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений предприятия. Образно говоря, организационная структура - это «скелет» организации.
В настоящее время все действующие организационные структуры можно разбить на две группы: иерархические и органические. К иерархическим относятся линейная, линейно-функциональная, дивизиональная. Они получили наибольшее распространение в отечественной практике.
Для линейной структуры характерно наличие одного руководителя, которому подчиняется несколько исполнителей. Такая структура используется на малых и средних предприятиях, осуществляющих несложное производство. Преимущества и недостатки линейной организационной структуры представлены в табл. 2.
Таблица 2