МЕ 1.4. Ультразвуковые исследования

Ультразвуковое исследование (УЗИ) – метод диагностики, основанный на принципе отражения ультразвуковых волн (эхолокации), передаваемых тканям от специального датчика – источника ультразвука – в мегагерцевом (МГц) диапазоне частоты ультразвука, от поверхностей, обладающих различной проницаемостью для ультразвуковых волн. Степень проницаемости зависит от плотности и эластичности тканей.

Ультразвуковые методы широко используются в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы (сердце), пищеварительного тракта (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа), мочеполовой системы (почки, мочевой пузырь, матка, яичники, предстательная железа), эндокринной системы (щитовидная железа, поджелудочная железа). Сложнее исследовать ткани, полностью отражающие звук (кость) или полностью поглощающие его (легкие, кишечник). Конструкция современных аппаратов УЗИ-диагностики расширяет возможности использования этого метода.

По совокупности положительных характеристик с ультразвуковым исследованием трудно сравнить какой-либо другой метод, так как, вероятно, ни один не имеет такого сочетания достоинств:

- УЗИ дает достоверную информацию о положении, форме и размерах внутренних органов и малого таза, а также внутриутробного плода.

- Исследование удобно и не требует сложной подготовки.

- УЗИ общедоступно.

- Ультразвук безвреден и безопасен для врача, пациента любого возраста, в том числе для ещё не рождённых (находящихся в утробе матери)

- Исследование безболезненно и не связано с неприятными ощущениями.

- Небольшие затраты времени на проведение исследования.

- УЗИ практически не имеет противопоказаний и ограничений применения.

УЗИ проводится в режиме реального времени. Это обстоятельство дает сразу несколько преимуществ:

- не нужно времени на обработку материала, проявку и печать каких-либо снимков и т.п., результат исследования становится очевидным в конце исследования;

- исследователь видит свою «картинку» в реальном времени и имеет возможность управлять изображением, добиваясь лучшего.