IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Право»

Новизна. Разработка Федерального компонента государственного стандарта общего образования по праву стала новым этапом в развитии системы правового образования Включение права в федеральный компонент государственного образовательного стандарта отражает принципиально новые задачи, определенные в рамках стратегии модернизации общего образования, а также отражает существующий социальный заказ в обществе. Необходимость правового обучения и воспитания, как важного компонента социально-гуманитарного образования личности, обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере права учащихся на основе реализации компетентностного подхода на всех ступенях общего образования.

Несомненной новацией государственного стандарта является отказ от традиционных нормативистских установок в пользу ценностного подхода к праву, от юридического догматизма к деятельностному освоению правовых механизмов, средств и способов действия. Право для гражданина, прежде всего, является практической ценностью. Это инструмент, позволяющий не только соразмерять свои стремления, желания и интересы с общепринятыми нормами общежития, но и законным способом добиваться поставленных целей, уверенно чувствовать себя в ситуациях, которые регулируются, или при определенных условиях могут регулироваться правом. С учетом этого, критерием отбора содержания образовательного стандарта стала практичность, востребованность, применимость приобретаемых каждым учащимся правовых знаний и умений в реальной жизни

Одна из важнейших социально-педагогических задач государственного стандарта по праву заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом права, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок, поведенческих навыков. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления роли права как регулятора общественных отношений, обеспечивающего гражданско-правовое согласие граждан, инструмента реализации и защиты прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы социально ответственного поведения.

Личностная ориентация правового образования обусловливает деятельностный характергосударственногостандартапо праву.Приоритет деятельностных форм освоения стандарта по правуопределяется методическими и дидактическими особенностями курса права, предполагающими тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в процессе учебно-предметной и образовательной деятельности в целом.

В рубрике обязательного минимума “Опыт познавательной и практической деятельности” указаны те виды (способы) деятельности, в про­цессе которой накапливается практика применения полученных знаний и умений. Здесь выделены также те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмыслива­ются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках и в рамках внеурочной деятельности. Необходимость включения учащихся в эти виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса и должна найти свое отражение в подходах к отбору содержания и используемым методикам с точки зрения возрастных особенностей учащихся, требованиям к результатам правовой подготовки выпускников

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. В полной мере развивающий и воспитательный потенциал стандарта может быть раскрыт при разработке на его основе образовательных программ курсов и учебно-методического обеспечения, а также формирования соответствующей системы внеурочной деятельности в рамках демократического правового пространства школы.

Практическую направленность курса права определяют основные содержательные линии стандарта и разработанных на его основе примерных образовательных программ курса права для основной и старшей школы. Они включают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, отобранные с учетом возрастных особенностей и практических интересов школьников. В их числе - проблемы взаимоотношений гражданина, права и государства, правонарушения и юридическая ответственность; правовые механизмы реализации и защиты прав и свобод гражданина и человека в отношениях, урегулированных нормами конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права. Школьникам чрезвычайно важно уже в подростковом возрасте научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания. Это с необходимостью задает прикладной характер правовой подготовки школьников.

Объем необходимых современному гражданину правовых знаний достаточно велик, но школа не может и не должна ориентироваться на долгосрочное усвоение учениками всех жизненно актуальных правовых норм. Необходимо дать школьнику возможность приобретения опыта участия в ситуациях, регулируемых правом, представление о том, как искать необходимую правовую информацию, развить ключевые компетенции, дающие возможность практического решения проблем правового характера. Главным итогом практического освоения основ права будет понимание приоритетности правовых норм, особой значимости права и освоение правовых способов действия в современном обществе.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития.Общей особенностью права как учебного содержания является то, что выбор и последовательность изучения отдельных тем имеет довольно жесткую внешнюю привязку к возрасту. Это относится, прежде всего, к нормам, определяющим правовой статус ребенка по мере его взросления. Особенно ярко это проявляется в период с 12 до 16 лет, когда происходит расширение прав, обязанностей, а соответственно и ответственности несовершеннолетнего в отношениях, регулируемых семейным, гражданским, трудовым, административным и уголовным правом.

Учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность стандарта и преемственность на различных ступенях образования обеспечиваются за счет формулирования самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования, отбора правовых тем и разделов, актуальных для подростков в соответствующем возрасте; наличия сквозных или иерархически связанных тем в основной и старшей школе; тем, имеющих межпредметный характер, а также выделения на каждой ступени соответствующих общеучебных и предметных умений, способов деятельности.

Задачей начального образования в сфере права является формирование у детей представления о себе и окружающих как равноправных субъектах; получение знаний о праве как об особой сфере жизни современного общества; приобретение конфликтной компетентности в реальных детских конфликтах, а также практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, определенных правилами и нормами.

Эта образовательная задача решается за счет включения в содержание начального образования тем, при изучении которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о правовых нормах. Организации пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения отдельных тем в предмет «Окружающий мир».

В разделе по праву образовательного стандарта по обществознанию для основной школы основное внимание уделяется правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних по мере расширения их дееспособности. В него включены понятия, связанные с пониманием ценности права и государства, государственных символов, раскрывающие содержание прав ребенка и механизмы их реализации, правила поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемы поиска необходимой информации и т.п.

В старшей школе учебный предмет «Право» представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Образовательный стандарт по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

На профильном уровне старшей школы в содержание минимума включаются дополнительно темы, обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления.

Разгрузка содержания.В виду отсутствия в ФБУП в 90-е годы права как учебного предмета данная проблема решалась в плоскости формирования компактного по объему правового содержания и определения ограниченного круга предметных результатов, которые должны быть достигнуты на соответствующей ступени образования. Под предметными результатами понимаются определенные элементы системы знаний (понятия, правовые принципы, закономерности, явления и т.п.); умения (определенные виды деятельности); способность решать некоторые виды правовых задач (ситуаций) и применять полученные знания в практической деятельности.

Реализация межпредметных связей. Системный подход в обучении праву призван обеспечивать координацию со смежными предметами (обществознание, экономика, политология, социология, история). Это обеспечивается за счет вычленения правового контекста отношений человека в обществе, сопоставлении правовых норм с иными социальными нормами, правовой интерпретации социальных и экономических явлений и т.п.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. В старшей школе базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Федеральный компонент образовательного стандарта по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Право как профильный учебный предмет создает основу для становления правовой компетентности обучающихся. Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и свособы поведения.

Правовая компетентность человека предполагает (применительно к возрастному уровню)

знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- определение оптимума (или достаточного минимума) правовой информации;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.

Важную роль для достижения полноценного результата обучения праву играет и последовательное развитие у детей коммуникативных способностей, так или иначе связанных с правовым содержанием учебной программы. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся является одним из важнейших результатов обучения в школе. Следовательно, соответствующему содержанию учебных программ по праву надо уделять достаточное внимание, особенно на уровне практикумов и игровых форм работы. Особенного упоминания заслуживает точность и понятность устной и письменной речи выпускника основной школы – потенциал практического права для выработки у учащихся этих достоинств также должен найти отражение в содержании учебных программ.

Формирование информационной культуры учащихсяНавыки поиска и обработки информации можно развивать в рамках большинства существующих школьных предметов. В рамках правовых курсов развитию у учащихся умения работать с информацией, должно быть уделено особенное внимание, поскольку освоение практического права немыслимо без анализа текстов, анализа ситуаций, без выявления правовых аспектов информации, предлагаемой в качестве условия учебных задач. Характер этой информации обычно близок к повседневности, доступен пониманию на основе уже имеющегося жизненного опыта учащихся, нередко требует активизации этого опыта для поиска дополнительных сведений, необходимых для полного понимания той или иной учебной проблемы.

Кроме того, навык работы с текстами правового содержания не только ценен сам по себе, но и определяет способность человека точно истолковывать и глубоко анализировать любой текст, грамотно формулировать собственные мысли, оперативно искать информацию для их подтверждения или проверки. Анализ формулировок законов, опыт собственных формулировок той или иной правовой ситуации, разработки точных и однозначных форм письменного или вербального выражения своей мысли формирует культуру мышления, столь необходимую человеку в его повседневной жизни. Здесь информационная компетенция тесно взаимосвязана с коммуникативной компетенцией.

Приоритетные направления в преподавании предмета.Выстраивание системы правового образования в рамках каждого образовательного учреждения, требует многочисленных изменений не только в содержании учебных предметов, но и в технологии обучения. Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее необходимы для обеспечения серьезной мотивации школьников на дальнейшее обучение и позволяют сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Среди разнообразных направлений развития новых педагогических технологий наиболее адекватным целям правового образования являются: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях.

Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике, путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. Для правового образования такая социальная практика является обязательным и неотъемлемым компонентом. Школьное правовое пространство в условиях, когда действительность вне школы часто дает примеры правового нигилизма, пренебрежения к закону, антиправового поведения, приобретает наряду с организованными в форме социальной практики правовыми курсами особое значение для организации образовательной деятельности. Как показывает опыт, наличие демократического правового уклада, в рамках которого в основной и старшей школе обучающиеся получают возможность реального участия в правоотношениях, приобретения опыта самостоятельного и ответственного действия и правового поведения является необходимым условием эффективного правового обучения и воспитания.