I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Методическое письмо

О преподавании ПРАВА в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

 

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования включает значительный по объему правовой блок в рамках учебного предмета «обществоведение», на ступени среднего (полного) общего образования право представлено как самостоятельный учебный предмет на базовом и профильном уровнях.

 

Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

П. Место учебного предмета «Право» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю. ФБУП является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений

ФБУП разработан с учетом изменения места учебного предмета “Право” в содержании общего образования, определенном государственным стандартом общего образования. Если ранее на его изучение выделялось незначительное количество часов в 9-м и 10-11 классах в рамках курса обществознания, то теперь право широко представлено в основной и старшей школе, что создает минимально необходимые предпосылки обеспечения средствами учебного предмета правовой социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 17 лет.

В начальной школе государственный стандарт общего образования предусматривает включение содержательной линии права в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир».

На этапе основного общего образования ФБУП включает право для обязательного изуче­ния в качестве модуля в рамках интегрированного учебного предмета «Обществоведение», на который из общего объема учебного времени отводится не менее 35 учебных часов. Учитывая специфику содержания и методики правовой подготовки, отдельные темы следует вводить в рамках интегрированного обществоведческого курса в 5-6(7) классах, позже рекомендуется преподавать право в качестве самостоятельного предмета. Он может быть дополнен модулем, посвященным особенностям устройства органов государственной власти и местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации. Для этого образовательным учреждениям при составлении учебных планов для 7 - 8 классов целесообразно использовать часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента общеобразовательного учреждения из расчета 1 час в неделю, а в 9 – 2 часа в неделю. Это даст возможность использовать преимущества специализации, осуществить предпрофильную подготовку учащихся, а также обеспечить реальную разгрузку содержания обществоведческого образования.

Особенностью правового образования на ступени основного общего образования является также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

 

В старшей школена базовом уровне Федеральным базисным учебным планом предусмотрено изучение права в двух вариантах:

в рамках интегрированного курса «Обществоведение» (суммарный ресурс учебного времени на 2 года – 140 часов – 2 часа в неделю, из них на право – не менее 35 часов)

в качестве самостоятельного предмета (из расчета 35 часов по 1 часу в неделю в 10 или 11 классе).

Вместе с тем, образовательные учреждения могут выделить правовое содержание для изучения в качестве самостоятельного предмета: либо по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах, либо 2 часа в неделю в 10 или 11 классе.

В качестве самостоятельного предмета право включено в число профильных общеобразовательных курсов федерального компонента в социально-экономическом, социально-гуманитарном, социально-правовом и других проектируемых профилях, содержательное и ресурсное наполнение которых определяется индивидуально каждым образовательным учреждением, исходя из принципа вариативности и реального спроса на конкретные образовательные услуги.

Для образования определенного профиля необходимо включить в состав учебного плана не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор относится к компетенции образовательного учреждения (а в перспективе может осуществляться и отдельным учащимся при определении собственной «образовательной траектории»). Таким образом, «конфигурация» профиля может приобретать самые различные формы. Состав профилей, указанный в приложении к Федеральному базисному учебному плану является лишь одним из возможных примеров. Но с точки зрения задач профильного изучения права наиболее эффективным представляется формирование социально-правового профиля, где наряду с правом на профильном уровне могут изучаться история, экономика, русский язык и литература или иностранный язык, а на базовом – обществоведение (без права и экономики), иностранный язык или литература, математика, естествознание, мировая художественная культура или информатика и ИКТ и физическая культура. Возможным вариантом является и формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с правом на профильном уровне могут изучаться обществоведение, литература или история, русский язык и иностранный язык, а на базовом – математика, естествознание, экономика, история или литература, мировая художественная культура и физическая культура.

Если право выбирается для изучения на профильном уровне оно исключается из состава инвариантной части, на его изучение на профильном уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом выделяется 140 часов – по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. Рекомендуемый оптимальный объем учебного времени, позволяющий реализовать практическую направленность курса – 3-4 часа в неделю как в 10, так и в 11 классе.

Кроме того, правовая проблематика в основной и старшей школе может изучаться в составе элективных курсов – обязательных курсов по выбору учащихся, на которые выделяются часы регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения. Их количество и наименование разрабатываются образовательными учреждениями в зависимости от реальных условий и обеспеченности педагогическими кадрами. В практике правовой подготовки накоплен положительный опыт преподавания таких элективных курсов, как «История права», «Основы правоведения», «Избирательное право», «Права потребителей», «Права ребенка» и др.