Развитие теорий МК

 

Ранее мы рассмотрели т.н. «второй этап изучения МК», когда развернулись масштабные социологические и социально-психологические исследования, по результатам которых в теории МК утвердилась новая главенствующая (в середине ХХ века) гипотеза «ограниченного воздействия» этой коммуникации.

Пришло понимание того, что массовая коммуникация функционирует не изолированно, а в сложном социальном контексте.

Было установлено, что ходе информационных медиакампаний индивиды ведут себя по-разному: одни – лидеры мнений, которые более активны в информационном поиске, более общительны, могут оказывать значительное влияние на остальных членов своей группы. Другие – скорее пассивны и полагаются на мнения значимых для них людей.

Также было доказано выборочное восприятие сообщений МК. Люди принимают информацию, которая совпадает с их установками и представлениями, а противоречащую им информацию – отвергают.

 

Это положение стало центральным в т.н. «теории подкрепления» еще одного известного исследователя МК той поры – Джозефа Клаппера.

Главное утверждение Клаппера, который к началу 60-х обобщил эмпирическое исследования за целое десятилетие, состояло в том, что медиа в основном усиливают (а не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей.

СМК не подрывают социальные устои, а, напротив, выступают в роли агентов поддержания сложившегося в обществе положения (статус-кво), давая людям больше оснований продолжать верить и поступать так, как они это уже делают). Перед медиа стоит слишком много барьеров, чтобы своим влиянием они могли вызывать фундаментальные изменения в сознании и поведении людей, разве только в очень экстремальных условиях.

(Разумеется, сегодня эти идеи, вполне надежные в свое время, требуют переосмысления – например, в связи с воздействием медиа на детей; или же феномены социальных революций в наши дни (в арабских странах), которые связывают с эффектами новых сетевых медиа).

 

Недостатки представлений об ограниченном характере эффектов МК стали очевидны уже к концу 60-х годов XX в. Например, стали очевидными терминологические неточности, которые затрудняли дальнейшее развитие: так, «лидеры мнений» наделе не производят (не генерируют) идеи в собственном смысле слова, но лишь интерпретируют сообщения МК;

1. жесткое деление аудитории на активных и пассивных зрителей, слушателей, читателей не вполне верно, поскольку даже самые пассивные члены группы обладают собственным мнением, лишь частично ориентируясь на мнения других;

2. рассмотрение процесса воздействия масс-медиа как «двухступенчатого» оказалось упрощенным: в более поздних исследованиях было зафиксировано свыше двух ступеней восприятия массовой информации;

3. процесс воздействия массовой коммуникации не обязательно носит опосредованный характер, нередко это воздействие бывает прямым и непосредственным.

 

 

Еще самое важное о «втором этапе» изучение МК:

Господствовавшей теорией в общественных науках на этом этапе стало представление об обществе как о системе, состоящей из взаимосвязанных частей (подсистем).

И если изучается какая-либо часть общества (в нашем случае – массовая коммуникация) – то она рассматривается не сама по себе, изолированно, а делается акцент на изучении этой части общества в ее связи к другой части или к обществу в целом).

Суть этого подхода также в том, что при объяснении любого общественного явления, в первую очередь нужно искать функцию, которую оно исполняет в более широком социальном контексте. При этом исследуются как явные, так и неявные следствия функционирования различных социальных подсистем.(Если что-то функционирует неправильно, то говорят о дисфункции, о нарушении нормальной деятельности).

Этот научный подход носит название «структурный функционализм».

Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть непременное стремление любой социальной системы поддержать собственное равновесие(порядок, равновесие – это нормальное состояние общества и его различных частей; другие состояния общества – дисфункиональны, являются патологией, «ненормальными»). Главное в обществе, с точки зрения сторонников данной теории – это стабильное функционирование всего и вся, без конфликтов, без резких изменений и т.п.

(Поэтому в рамках этого подхода массовую коммуникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания стабильного функционирования общества, а не как источник, способствующий социальным изменениям).

Особенно популярным структурно-функциональный анализ массовой коммуникации был в американской социологии и социальной антропологии в 1940-х - 60-х годах (уже опоминавшиеся Гарольд Лассуэлл и Пол Лазарсфельд также использовали идеи этого подхода для анализа массовой коммуникации, а также Роберт Мертон).

По сути же, подобная теоретическая схема анализа МК разрабатывалась исходя из условий конкретного общества и для него же (и для характерных для него медиа), а именно – для стабильного общества США середины 60-х годов XX века.

Вообще, в научных исследованиях массовой коммуникации функциональный анализ занимал лидирующие позиции где-то с 1950-х по 1980-е года ХХ века.

В Европе влияние структурного функционализма было меньшим. Следует также отметить, что использование структурно-функциональных представлений применительно к исследованию СМК было характерно долгое время и для советской теории МК.

 

И так, в период с 50-х по 80-е гг. ХХ века предпринимались попытки понять, какие формы медиа и какая передаваемая ими информация функциональны для общества, а какие – дисфункциональны. Но не только применительно к обществу в целом, а и к различным подгруппам в обществе, к конкретным индивидам,или же ккультуре.

 

В связи с основными наработками данного подхода следует отметить идеи Мелвина Де Флюэра, который применял системный подход к СМК.

Он исследовал отношения между содержанием продукции масс медиа и вкусами аудитории. При этом СМК рассматривались им как некоторые автономные социальные системы, состоящие из совокупности подсистем. В то же время СМК «вписаны» в некоторую внешнюю систему – общество конкретной страны, региона и т.д.

Согласно его идеям социальная система массовой коммуникации состоит из нескольких важнейших составляющих: аудитории, дифференцированной по вкусам, образовательному уровню, возрасту и т.д.; организаций исследования аудитории; организаций, создающих и распространяющих содержание массовой коммуникации; спонсоров или рекламодателей; рекламных агентств.

Также он выделил подсистему контроля, состоящую из: совокупности законодательных органов различного уровня; агентств по контролю над соблюдением нормативных актов; самодеятельные ассоциации, способствующие контролю за деятельность СМК.

Содержание массовой коммуникации Де Флюэром рассматривалось прежде всего как развлекательное. Именно этот блок материалов составлял в тот исторический период большую часть материалов американских медиа, и собирал при этом наибольшую аудиторию.

Внутренним стержнем или базовым условием, обеспечивающим функционирование системы массовой коммуникации в целом, по Де Флюэру, является финансовый (т.е. деньги).

Решающим, с точки зрения функционирования СМК, является обеспечение аудитории «развлекательным» содержанием. Развлекательное содержание выделяется именно потому, что оно способно привлекать самые широкие слои «платежеспособной» части аудитории. Потребление развлекательного содержания неразрывно связано с потреблением рекламы тех или иных продуктов и услуг. Таким образом, СМК очевидно способствуют тому, чтобы представители аудитории активно выполняли роль потребителей рекламируемых продуктов и, тем самым, способствовали поддержанию всей системы в равновесном состоянии.

В этой связи существуют определенные требования, предъявляемые к материалам СМК. Эти материалы должны привлекать внимание аудитории, убеждать в необходимости приобретения различных товаров. Вместе с тем, эти материалы должны быть в рамках сложившихся моральных норм и стандартов. Это позволяет избежать нежелательных санкций в отношении производителей медиа материалов со стороны регулирующих компонентов системы.

Говоря о конкретном содержании, которое привлекало бы наибольшее число зрителей, Де Флюэр указывает, что на практике таковыми являются материалы, ориентированные на массовые, зачастую не взыскательные вкусы. Речь идет о фильмах, телешоу, материалах газет и журналов, в которых акцент делается на упрощенном юморе, банальной мелодраме, частона физическом насилии, жестокости, сексе, и т.п. Широкое распространение подобных материалов обусловлено тем, что они привлекали внимание наиболее многочисленного сегмента аудитории в американском обществе 60-х годов. В то же время, именно эта часть аудитории уже в силу своей многочисленности обладала значимостью на рынке товаров и услуг.

Таким образом, по Де Флюэру, массовый медиаконтент (массовое содержание) является ключевым элементом медиасистемы. Трансляция материалов, адекватных вкусам наиболее многочисленной части аудитории (которая одновременно является наибольшим сегментом рынка) позволяет обеспечивать финансовую стабильность этой системы в целом.

 

Позже американский коммуникативист Нейл Постман, продолжив исследование роли телевидения в американском обществе, обобщил полученные данные в книге под характерным заглавием «Раз­влекая себя до смерти». Он развил идеи П. Лазарсфельда и Р. Мертона о наркотизирующей функции (дисфункции) телевидения, связанной как раз с ориентированными на развлечениетелеобразами, которые ведут к изменениям в сознании людей не в лучшую строну.

 

В структурно-функционалистском подходе главное – это выделение функций СМК.

Подобный анализ проводится на двух уровнях –1) на уровне социума и 2) на уровне индивида.

1) Основные функции массовой коммуникации в обществе

I. Информационная функция:

• информирование о событиях и условиях жизни в обществе имире;

• информационное обеспечение инновационных процессов;

II. Функция социальной связи:

• интерпретация происходящего;

• поддержка существующих норм и властных отношений;

• социализация (Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе; т.е. это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом);

• координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;

III. Функция обеспечение преемственности:

• выражение образцов доминирующей в обществе культуры, «узнавание» различных субкультур, новых культурных направлений;

• поддержание общности социальных ценностей (ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества);

IV. Рекреативная функция:

• создание возможностей для отдыха и развлечения;

• снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации:

• организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Дисфункциональность в деятельности СМК может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию в обществе и т.п.

 

 

Кроме того, можно выделить анализ полезности, ценности, которую имеет деятельность СМК с точки зрения потребителей – т.е. это функции на уровне индивида:

 

I. Информационная функция или удовлетворение потребностейинформационного плана: удовлетворение любопытства и общего интереса, поиск совета, обучение и самообразование, ориентация (т.е. поиск информации о важных событиях и условиях в непосредственной окружающей среде, в обществе и мире);

(информационные потребности напрямую связаны с удовлетворением базовой для нас потребности в безопасности – т.е. обретение чувства безопасности через знания).

 

II. Функция личностной идентификацииилиудовлетворение потребностей, связанных с самоидентификацией: это поиск моделей поведения и подкрепление индивидуальных ценностей, идентификация с теми, кого медиа подают в качестве образца, а также самоанализ;