Анализ рыночного спроса. Сегментирование рынка.

Подготовка данного раздела — один из самых ответственных этапов подготовки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах будет покупать продукцию предприятия.

К числу основных задач относится определение спроса и ем­кости каждого конкретного рынка по каждому виду това­ров (услуг). От того, насколько точно изучены и определены уровень и структура спроса, тенденции его изменения, будет зависеть как успех предприятия на рынке, так и время, в течение которого оно может удержать на нем свои позиции.

Поскольку сбор, обработка и анализ информации о рынке — достаточно сложный процесс, целесообразно к проведению исследования привлекать специализированные организации.

При анализе рынка следует дать его характеристику, т. е. указать стадию развития рынка (тенденцию роста или спада), исторические и экономические причины существования рынка, территориальное размещение рынка (регион и концентрация населения), ограничения рынка (экономические, правовые и др.) и т. д.

В процессе бизнес - планирования можно опираться на следующие подходы к классификации рынков:

1) По сфере общественного производства:

• рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

• рынок интеллектуальной продукции (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

2) По характеру конечного использования:

• рынок товаров производственного назначения;

• рынок товаров потребительского назначения.

3) По сроку использования:

• рынок товаров долговременного пользования;

• рынок товаров краткосрочного пользования;

• рынок товаров одноразового пользования.

• 4) По территориальному охвату:

• мировой;

• внутренний;

• региональный.

5) По соотношению продавцов и покупателей:

• рынок свободной конкуренции — состоит из большо­го числа независимо действующих продавцов и поку­пателей какого-либо однородного товарного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения). При этом ни одно от­дельно взятое предприятие практически не может оказать влияние на уровень текущих рыночных цен то­вара;

• рынок монополистической конкуренции — состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить разные вариан­ты товаров, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Наличие боль­шого числа конкурентов ограничивает контроль каж­дого из них над ценой;

• олигополистический рынок характеризуется немного­численностью продавцов, всеобщей взаимозависи­мостью производителей, а также неспособностью отдельного предприятия с уверенностью предсказать от­ветные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Товары могут быть стандартизованные или дифференцированные. Небольшое коли­чество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

• рынок чистой монополии — один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потре­бителям. Монополия на стороне спроса (когда на рын­ке имеется один покупатель) называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупа­тель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

6) По объему реализации:

• основной рынок, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы;

• дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товаров (услуг);

• выборочный (избирательный) рынок, который выбирается для определения возможностей реализации но­вых товаров (услуг), т. е. для проведения пробных про­даж