Вопрос 3. Учение о познании.
Познание- это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется как внешняя сторона вещей, так и их сущность, а так же человек исследует самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и других объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.
Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают лишь его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания называется гносеологией(от греч. gnosis- познание и lоgоs-учение), т.е. учением о познании. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности.
В философии сложились две точки зрения на процесс познания:
• гностицизм-его сторонники считают, что мир познаваем, а
возможности человека в познании безграничны;
• агностицизм-его сторонники не верят в возможность человека
получить достоверные знания об окружающем мире и отрицают саму возможность познания мира.
Основными элементами, составляющими познания, являются:
• субъект познания-носитель познавательной деятельности,
прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая общность или общество в целом,т.к. оно за свою историю накопило огромный объём материальных и духовных ценностей- носителей результатов познания;
• объект познания-это, на что направлена познавательная
деятельность субъекта познания; ими являются предметы, процессы и явления материального мира(не только природные, но и создаваемые самим человеком).
Адекватное и идентичное (т.е. соответствующее действительности) отражение объекта субъектом называется истиной.Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искажённый, не соответствующий реальности результат познания называется заблуждением.
Помимо истины и заблуждений гносеология использует и другие категории, такие как:
· оценка- это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на законы, понятия, ценности;
· практика- это основная форма познания и критерий истины. Она представляет собой конкретную деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
К видам практики относятся:
- материальное производство;
- управленческая деятельность;
- научные эксперименты;
- социальные действия ( преобразования в обществе).
Функции практики- это то, чем она является:
ü критерием истины,т.к. позволяет отделить истинные знания от заблуждений;
ü основой познания,т.к. все знания возникают в ходе практической деятельности людей;
ü целью познания,т.к. познание осуществляется для последующего использования полученных знаний на практике;
ü результатом познания,т.к. благодаря практике знания развиваются, уточняются, совершенствуются.
Общее направление процесса познания выражается в формуле: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике"здесь речь идёт о структуре процесса познания, его этапах и формах. Начальной ступенью познания является живое созерцание, т.е. чувственное познание,которое осуществляется с помощью органов чувств и проявляется в ощущениях, восприятиях и представлениях,каждое из которых является субъективным образом объективного мира.
· Ощущение-это отражение в сознании отдельных сторон и
свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс, т.к. они являются первым звеном, связывающим сознание человека с внешним миром.
· Восприятие-это целостный образ предмета, как синтез данных
отдельных ощущений.
· Представление-это способность воспроизводить ощущения и
восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представления связаны с памятью человека,с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятий.
Представления завершают чувственное познание и выступают переходной формой к рациональному познанию,т.к. информация, содержащаяся в чувственных формах познающего создания, служит основой переосмысления,на которой могут возникать формы рационального познания.
Рациональное познание представляет собой более высокий и сложный уровень познания.Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.
• Понятие-элементарная форма мысли, в которой предметы
отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах, закрепляемых их определениях.
Понятия выражаются в языковой форме- в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и т.п.
• Суждение-форма мышления, отражающая вещи, процессы,
предметы, их свойства, связи и отношения. Если в понятиях отражаются только общие и существенные свойства и признаки предметов, то в суждениях отражаются любые свойства и признаки.Суждение обычно выражается повествовательным предложением, оно что-либо утверждает или отрицает.
• Умозаключение-это форма мышления, с помощью которой из
одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.
На основе понятий, суждений и умозаключений образуются комплексные, более сложные формы абстрактного мышления.С их помощью открываются существенные признаки, сущность и качество предметов и явлений, закономерности их организации и развития. Особенность рационального, т.е. абстрактно-логического познания мира состоит в том, что оно может осуществляться вне непосредственной вязи с объектами познания.
Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоциивыражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т.е. отражение мира идёт через призму интересов и потребностей человека. Интуицияпомогает найти внезапное решение, постичь истину без предварительного логического доказательства. Известно немало случаев научных открытий с помощью интуиции, но при этом были необходимы: основательные знания материала, фундаментальная профессиональная подготовка, наличие поисковой ситуации, не всегда осознаваемая аналогия.
Контрольные вопросы
1. Что такое бытие и почему вопрос о бытии является проблематичным?
2. Как называется учение о бытии и кого считают его основателем?
3. Объясните слова: монизм, дуализм, плюрализм.
4. Назовите формы бытия и дайте им характеристику.
5. Что такое материя?
6. Какова структура материи в свете современной науки?
7. Назовите неотъемлемые свойства материи, без которых она не может существовать и охарактеризуйте их.
8. Приведите примеры взаимосвязи пространства и времени (в живой
природе и в общественной жизни).
9. Что такое познание и как в философии называется учение о познании?
10. Что представляют собой субъект и объект познания?
11. Назовите основные категории учения о познании и охарактеризуйте их.
12. Какую роль играет практика в процессе познания?
13. Объясните фразу: "От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него- к практике".
14. Объясните роль эмоций человека и его интуиции в процессе познания.