Вопрос 1. Философия эпохи Возрождения.

 

Средние века заканчиваются XIV веком. Начинается эпоха Возрождения XV –XVI вв. – эпоха зарождения капиталистических отношений (рынок, мануфактуры), появления национальных государств, великих географических открытий, глубоких социальных и идеологических конфликтов. Развитие философии было связано с успехами в области естественных наук и математики. Свое название эпоха получила потому, что на формирование её мировоззрения решающую роль оказала Античная культура, т.к. шло ее возрождение. Эта эпоха была переходной от Средних веков к Новому времени. Если в Средние века в центре философии был Бог, в Новое время будет Человек, то в эпохе Возрождения два центра: Бог и Человек, при этом будет преобладать интерес к Человеку, который обладает безграничными возможностями и способностями, и, являясь творческой личностью, может уподобиться Богу. Если в философии преобладает интерес к человеку, то она называется антропоцентричной.

Другой характерной чертой философии эпохи Возрождения является её эстетическая форма, когда через искусство, и в первую очередь, живопись воплощается внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом. Это шло в противовес средневековой морали, подозрительно относившейся к естественной природе человека. Возрожденческое мировоззрение выдвигает прекрасное на первый план. Но это делается так, что во главу угла ставится не столько подражание природе – как это было в Античную эпоху, сколько творчество художника. Выдающиеся художники этой эпохи: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Рембрандт, Боттичелли и др. не только изображали прекрасное человеческое тело, но и придавали ему духовность, для чего использовались либо библейские сюжеты, либо автопортреты, в которых выражалось отношение художника к своей эпохе.

Антропоцентризм способствовал развитию гуманизма – такого мировоззрения, которое признавало ценность человека как личности. Такой взгляд означал переворот в культуре и мировоззрении человечества. Если христианская схоластика призывала служить богу и подавлять природные стремления человека, то гуманисты эпохи Возрождения: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччои другие принесли совершенно новые идеи в своих литературных произведения:

· человеческая жизнь дается один раз и она уникальна;

· «Человек должен жить не для Бога, а для самого себя» (Д. Алигьери);

· человеческая личность должна быть свободной (как физически, так и духовно);

· человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим выбором;

· «Человек имеет право на счастье не только после смерти, но и в реальной земной жизни» (Ф. Петрарка);

· человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы;

· «Внешний облик и внутренний мир человека прекрасны» (Д. Боккаччо)

В философии Возрождения значительное место занимали и другие идеи:

· Реформация церкви. Её основоположником считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.), который 31 октября 1517 года на дверях Ветенбергской церкви в Германии прибил 95 тезисов против индульгенций, что было началом борьбы против католицизма и зарождением протестантизма. Основные идеи Лютера:

─ между верующими и Богом не должно быть такого посредника, как католическая церковь;

─ необходимо упростить обряды, чтобы они были понятны всем людям и доступны (более дешевые);

Другим лидером Реформации был Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.), который продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи:

─ людям изначально предопределено Богом либо быть спасенными, либо погибнуть;

─ выражением смысла жизни на Земле для человека является его профессия, которая является не только способом зарабатывания денег, но и местом служения Богу;

─ Добросовестное отношение к своему делу – это путь к спасению

· Политическая философия. Её ярким представителем был итальянский политический деятель, писатель и философ Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.). Его философия опиралась на следующие основные положения:

человекизначально обладает злойприродой;

─ движущими мотивами поступков людей являютсяэгоизми стремление к выгоде;

─ для обуздания низменной натуры человека создана особая организация – государство;

─ в политике (например, в борьбе за власть или за освобождение родины и т.п.) допустимы любые средства,в том числе коварные и аморальные.

Реалистическое отношение к действительности, при котором «цель оправдывает средства» по имени автора такой философии получило название макиавеллизм.

· Философия природы разрабатывалась Николаем Кузанским(1410 – 1464 гг.) и Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.). Они приняли гелиоцентрическую модель космоса, предложенную Н. Коперником, говорили о бесконечности и множественности миров. В такой философии Земля и человек на ней утрачивают свое центральное положение во вселенной, а Бог находится не за пределами мира, а растворяется в нем – такая позиция тождества Бога и мира называется пантеизмом. Эти идеи помогли освободить мысль человека от влияния христианских догм и христианской модели вселенной, подготовив почву для научной революции XVII века.

Таким образом, основными чертами философии Возрождения являются:

· Антропоцентризм (в центре внимания философии был человек);

· Гуманизм– мировоззренческий принцип, признающий человека как высшую ценность;

· Понимание человека как творческой личности,равной Богу (человек творит себя сам);

· Эстетическая формавыражения философских взглядов (через живопись, литературу, скульптуру и т.п.);

· Зарождение политической философии;

· Реформация церкви;

· Пантеизм.